В сегодняшнем мире куратор необходим на всех этапах обучения. Это такой человек, наставник, который помогает желающим получить от образования как можно больше.
В педагогическом колледже №18 я являюсь куратором учебной группы 1‑го курса IT-специальности. В основе моей работы лежит прежде всего отношение к студентам как к полноценным личностям со своими мировоззрением, миропониманием. Во время работы с группой не стараюсь сформировать личность, она уже сформирована, на мой взгляд, важнее создать условия для реализации способностей, не заставлять что-то делать, а научить находить оптимально верный вариант действия.
С современным студентом надо уметь общаться, помнить, что подросток находится в поиске своего «я», бесполезно что-то запрещать, надо контролировать, объяснять, советовать, но ни в коем случае не запрещать…
На мой взгляд, студента надо принимать таким, какой он есть, помнить об индивидуальном подходе. И через любовь, взаимопонимание, поддержку найти ключ, который раскроет студента как личность, воспитает в нем человека.
У каждого куратора свои формы и методы работы. Но надо помнить, что куратор – как садовник, а студенты – его цветы. Умелый садовник заставит восхищаться не только многоцветьем сада, но и каждым цветком в отдельности. Если куратор найдет правильные методы работы с группой, то получится достойное поколение.
Работая с ребятами, я понимаю, что воспитание – процесс системный, поэтому работаю ежедневно. Кроме того, ничто не привлекает человека так, как успех, поэтому стараюсь регулярно создавать ситуацию успеха, поощрять, не забывать с детства знакомое «Молодец!». А главные помощники любого куратора – это оптимизм и юмор. Студенты не любят угрюмых, они доверяются веселым, жизнерадостным. Воспитание – это совместная работа студента и педагога, поэтому основа нашего взаимодействия – совместная деятельность.
Для создания ситуации успеха мы регулярно принимаем участие в конкурсном движении Москвы и России. Так как специальность студентов связана с информационными технологиями, то основными являются конкурсы по робототехнике, где можно проявить не только предметные навыки, алгоритмическое мышление, но и проявить свои творческие способности, создав креативного робота. Включить в работу всех студентов позволяет разноплановость: в историко-патриотическом направлении могут реализовать себя студенты, увлекающиеся гуманитарным направлением, в любимом всеми духовно-нравственном направлении можно проявить себя в художественном чтении, эстетике, фотографии.
Особое место в жизни группы занимают выездные мероприятия. Это ставшие уже традиционными учебные дни в музее, участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», музейная неделя, в рамках которых происходит знакомство с культурным наследием нашей страны. Особо хотелось бы отметить Всероссийскую военно-патриотическую программу «Дороги Победы», которая дает возможность обучающимся посетить места, связанные с историей и культурой России. Такая поездка у нас состоялась в Музей техники Вадима Задорожного, она позволила не только ознакомится с уникальными экспонатами, но в ходе экскурсии студенты узнали о великих технических изобретениях, которые были сделаны их соотечественниками, о прорывных технологиях периода Великой Отечественной войны, которые и помогли одержать Победу.
Каждый человек – это целый мир, и в воспитании нет универсальных рецептов.
Татьяна БАЛКАШИНОВА, куратор 1‑го курса специальности «информационные системы и программирование» педагогического колледжа №18 «Митино»
Комментарии