Набрела в дебрях интернета на один из самарских сайтов. Зашла на форум. Обсуждались вузы, преподаватели, кто как сдает, сколько дает, кто сколько стоит, почем нынче сессия и где учиться дешевле, делились мнениями на этот счет. Причем и студенты, и аспиранты, и преподаватели. Мнения довольно противоречивые. Кто сам поступал и сам учился даже в самых престижных вузах области, платил только за «корочки» диплома 300 рублей, да и то возмущался. Кто не мог (а может, не хотел) сдавать большинство предметов (включая физкультуру) в тех же заведениях и платил за все. Да вот, пожалуйста, и пример. Некто Ботан откровенничает: «Учусь в политехе. Два экзамена сдавал в гордом одиночестве. Остальные все купили. Прям супермаркет какой-то!!!» Преподаватель политехнического университета, защищая честь мундира, пишет: «Я преподователь Политеха. Никогда не брал и не беру. И вся кафедра у нас не берет. Так что не надо всех под одну гребенку. И в Политехе за взятку увольнение в 24 часа».
СтатфактВ 2004 году Самарской областной прокуратурой было возбуждено9 уголовных дел против преподавателей-взяточников.В 2005 году -12 уголовных дел.За шесть месяцев 2006 года – 26 уголовных дел.
Вполне возможно, что его кафедра и не «берет». За это спасибо всем ее преподавателям и отдельно завкафедрой. Но Ботану не поверить тоже нельзя, так как берут взятки многие вузовские преподаватели. Вот вам еще один интересный случай. Студент пишет заявление на академический отпуск, потому что у него нет 13000 рублей на сдачу сессии. Он не знает, как поступить в этой ситуации, и уверен, что надо идти в «академ» (выучить и сдать экзамены он, конечно, не подумал). Вот она, правда жизни. Взятки давно стали нормой вузовского житья-бытья. Студенты покупают экзамены в складчину всей группой (так дешевле), преподавателям нужны деньги на отпуск или на новую машину. Кстати, есть еще такая форма взятки, как приглашение студенток домой на чай…
Что почем
Как и в прежние советские времена, самыми престижными в Самарской области остаются Самарская государственная экономическая академия, Самарский государственный медицинский университет, юридический факультет Самарского государственного университета, юридические и экономические факультеты других вузов. В этом году, например, добровольно – принудительный взнос родителей абитуриентов, поступающих в медуниверситет, составил от 50000 до 80000 рублей. Это разве не завуалированная под «помощь университету» форма взятки? Не можешь – не плати, но поступления в таком случае тебе никто не гарантирует, будь ты даже семи пядей во лбу. Говорят, поступить самостоятельно, без денег, в медуниверситет практически невозможно, а места на некоторых факультетах расписаны вперед. Можно представить, сколько стоит поступить в остальные вузы… хотя обобщать, конечно, не стоит. Многие наверняка обиделись бы, потому что поступали сами и учились бесплатно в «самых-самых» вузах. Остальные, видимо, обделенные интеллектом, пользуются корыстолюбием отдельных преподавателей. Итак, сколько стоят экзамены и дипломы в некоторых самарских вузах? В медуниверситете, например, «стоимость» зачетов доходит до 3000 – 5000 рублей. Экзамен по физике – 4500. Физкультура – 1000 рублей. Психиатрия – 2000. Терапия – 3000. Патологическая анатомия – 3000 рублей.
В Самарской государственной экономической академии цены повыше за счет престижности заведения. Организация производства на предприятии – 2000 рублей. Бухучет – 7000. Финансы и кредит – 4000. Экономическая теория – 5000 рублей. Анализ хозяйственной деятельности – 8000 рублей. Дипломный проект от 45000 рублей.
В Самарском государственном университете можно сдать некоторые предметы за такие деньги: русская литература – 2000. Философия – 3000. Физкультура – 1000 рублей. Педагогика и психология – 2500. Менеджмент – 3000 рублей.
Недавно в трамвае слышала разговор двух студентов. Один другому рассказывал, как у себя в институте сдавал философию, ничего не уча.
– Давайте я у вас 5 ваших методичек куплю, – предложил находчивый охотник за халявной оценкой. – Сколько стоит одна?
– 250 рублей, – говорит экзаменатор.
– Ой, а у меня только тысяча. Возьмете?
– Возьму… – И стороны разошлись, довольные друг другом. Особенно счастлив был студент – оптом-то дешевле…
Гонка за лидером
Взятки берут и дают почти в каждом вузе Самарской области. В мае этого года Самарской областной прокуратурой каждому ректору было направлено представление, в котором говорилось, какие вузы области самые коррумпированные, сколько случаев взяточничества выявлено и сколько уголовных дел возбуждено. Лидерами по взяткам названы Тольяттинский государственный университет и Самарский государственный политехнический университет. В Тольяттинском госуниверситете, например, официально работала фирма «Репетитор», где под видом репетиторства студентам помогали сдавать экзамены. Комментируя представление облпрокуратуры на одном из совещаний Совета ректоров, куда были приглашены члены прокуратуры и коалиционного совета по противодействию коррупции, заместитель прокурора Самарской области Александр Галузин сообщил, что в 2006 году в области выявлено в два раза больше преступлений, связанных со взятками в вузах, и они составляют 1/3 часть всех выявленных взяток. Есть состоявшиеся приговоры судов. Несмотря на увеличение количества взяток, ректорами вузов не принимаются необходимые меры по противодействию им, заметил Александр Галузин. Проблемы взяточничества рассматриваются как проблемы отдельных преподавателей. И вызывает сомнения такая мера «наказания» за взятку, как лишение надбавок и премий, преподавателям – на полгода, завкафедрой – на год. Очевидно, что взятки, криминальный способ жизни студента и преподавателя, выгодны обеим сторонам.
Кто виноват?
В России сфера образования входит в пятерку лидеров по количеству взяток (главные сборщики дани – все-таки правоохранительные органы). Взятки дают и берут в детских садах, школах, институтах. Не будем сейчас касаться дошкольного и среднего образования. От кого идет «взяточный импульс» в вузе? От студента или преподавателя? Конечно, преподаватели-хапуги есть. Им легче дать требуемое, иначе неизбежны проблемы с экзаменами – все равно завалят. Жаловаться на них – себе дороже, притеснения неизбежны. Идти в прокуратуру заводить дело решаются очень немногие уверенные в себе личности. Чем накажут берущего преподавателя? Либо штрафом, либо условным приговором, либо отстранением от преподавательской деятельности на разные сроки. Кстати, в самарском Министерстве образования и науки с 21 июня сего года заработала «горячая линия» по противодействию коррупции в сфере образования. Сюда можно сообщить о вымогательстве, получить совет и помощь специалиста. Вся информация фиксируется и отправляется к министру Путько. Пока за время работы «горячей линии» лишь около 3% звонков было по поводу взяток и вымогательств преподавателей, причем все анонимные. Дело иногда доходит и до курьезов. Так, однажды позвонил отец студентки-юристки, кстати, служащий в правоохранительных органах, и пожаловался на преподавателя-мздоимца. Не проще ли отправиться в прокуратуру? Видимо, не проще…
Что делать?
В чем причины коррупции? В чем ее социальные корни? В низкой зарплате преподавателей? В низком уровне знаний абитуриентов? В низком уровне требований при приеме в вуз? Наверно, во всем сразу. Хотя некоторые ректоры не согласны с тем, что взятки процветают потому, что преподавателям мало платят. Оказывается, не так уж и мало. В разных вузах и зарплата у преподавателей разная. В некоторых вузах есть солидный премиальный фонд – 7-8 миллионов рублей. Так что сейчас есть возможность платить кадрам больше, уверены ректоры.
Многие называют одной из главных причин коррупции в высшем образовании его коммерциализацию. Сейчас вузы зарабатывают деньги любыми способами. Аренда помещений. Платные услуги. Использование общежитий, в которых часто живут вовсе не студенты. Как расходуются эти средства? Бюджеты вузов в основном не прозрачны и скрыты от студентов и сотрудников.
Большую проблему составляет низкий уровень абитуриентов, поступающих в вузы, особенно на коммерческой основе. Не секрет, что определенное число слабых студентов не может освоить учебную программу. Помочь этому могло бы ужесточение правил приема в вузы, особенно в коммерческие. Установление довольно высокого порога баллов по ЕГЭ, ниже которого нельзя было бы пройти в вузы, могло бы преградить дорогу к высшему образованию будущим неуспешным студентам. Сами студенты считают, что неплохо было бы ужесточить контроль уровня их знаний. Особенно тщательно надо проверять интеллектуальный багаж будущих врачей, учителей и представителей других профессий, где высока ответственность перед людьми. А «специалистов» законы рынка расставят на свои места. Не секрет, что на проверках независимых экспертов, например, Рособрнадзора, периодически происходящих в вузах, многие студенты не справляются с тестами даже по профилирующим предметам. Можно себе представить, какими они будут специалистами, если вообще соберутся работать по профессии. Кстати, интересно, что некоторые работодатели проверяют уровень знаний приходящих к ним молодых специалистов. Так делают, например, в Самарской областной прокуратуре. Потому что, к сожалению, пока люди стремятся получить высшее образование (читай – корочки) любой ценой, покупая дипломы, а не приобретая знания.
Есть ли смысл в борьбе с коррупцией? Оказывается, нет. Бороться с этой «раковой опухолью» невозможно. Надо ей противодействовать. Методично, серьезно, твердо и кропотливо. Самарские ректоры и члены коалиционного совета знают множество способов противодействия взяточничеству. К примеру, создание в вузах инициативных групп из числа студентов и преподавателей, аккумулирующих информацию о случаях взяточничества и выводящих ее на поверхность. Взаимодействие с некоммерческими организациями и реализация на территории учебного заведения их проектов антикоррупционной тематики. Ведение просветительской работы среди студентов. Даже введение в вузах специальных предметов, на которых бы студентам объясняли, как действовать в случае вымогательств и какие есть меры предупреждения коррупции. В общем, предлагаются разные варианты. Только вопрос: будут ли они эффективны? Ведь инициатива в даче взятки часто принадлежит не преподавателю, а студенту. Беда в том, что наши школьники уже в средних классах знают, как легко учиться в вузе, если договориться с преподавателем. Полстраны учится не за знания, а за корочки. Так что готовь бумажник, студент, если хватает совести (и денег) жить таким криминальным способом.
Самара
Комментарии