search
main
0

Культы повсюду!

Но не все из них деструктивны

При слове «секта» нам сразу представляется изолированное сообщество, руководители которого под видом продвижения неких якобы духовных идей зомбируют участников, чаще всего с целью наживы. Однако книга под названием «Сила культа», написанная молодым американским лингвистом Амандой Монтелл, во многом опровергает мифы, существующие вокруг данной темы.

Толчком к тому, что автор заинтересовалась культами, вероятно, послужил тот факт, что ее отец Крейг Монтелл в подростковом возрасте вместе с семьей оказался в некоей социалистической коммуне сомнительного толка. С детства Аманда слышала его рассказы об этом времени, и они были очень увлекательными.

Автор начинает с описания истории таких известных деструктивных сект, как «Храм народов» в Джонстауне и «Врата Рая» в Калифорнии, члены которых в итоге покончили жизнь самоубийством, затем описывает собственный опыт знакомства с сайентологами.

Особую роль в таких сообществах, по мнению Аманды Монтелл, играет язык. Люди, которые никогда не имели дела с сектами, нередко считают, что там участникам «промывают мозги» с помощью гипноза или психоактивных веществ. Но на самом деле «промывание мозгов» – это метафора. Она субъективна», утверждает Монтелл.

Просто руководители таких сообществ в совершенстве овладевают умением убеждать словом: «Язык – это харизма лидера. Именно он толкает последнего на создание собственной мини-вселенной (системы ценностей и истин), а затем побуждает последователей прислушиваться к правилам их гуру».

Для этого применяются различные приемы. Например, создание определенной терминологии, свойственной только этому сообществу. Или смысловое искажение известных слов и выражений, трактовка их в нужном лидеру ключе. Так, лидер «Храма народов» Джим Джонс называл смерть «безмятежным переходом на следующий уровень». Лексикон поклонников Рона Хаббарда включает термины «динамический», «одитинг», «клир», понятные лишь посвященным. Использование этих слов создает у адептов иллюзию избранности, привилегированности.

Также Аманда Монтелл развенчивает в своей книге еще один распространенный миф о том, что в секты обычно попадают люди с жизненными проблемами. Пообщавшись со множеством бывших сектантов, она пришла к выводу, что это активные, энергичные, жизнерадостные личности, для которых культ является больше сферой приложения идей, чем средством решения проблем.

Довольно часто под очарование культов подпадают юноши и девушки студенческого возраста или недавние выпускники учебных заведений, которые заняты поисками собственной идентичности и самореализации. Культы для них – это способ получить дополнительные знания и навыки, помогающие отыскать свое место в жизни. В книге встречается немало таких эпизодов.

Но автор не ограничивается только описаниями псевдодуховных культов, она затрагивает и такие темы, как, скажем, многоуровневый маркетинг. Впрочем, наверняка и вы сталкивались с агрессивным продвижением каких-то брендов, причем это относится не только к потенциальным потребителям продукции, но и к ее распространителям. «Современный язык МЛМ определяется резкими, воодушевляющими цитатами», – пишет Монтелл. Дальше она приводит примеры таких цитат: «Ты добьешься своего, детка-босс»; «Направляй свою внутреннюю девочку-босса», «Стань мамочкой-предпринимателем»…

«…Те, кто последует этим призывам, обязательно должны поверить, что если они откажутся от такого бизнеса, то их жизнь потеряет всякий смысл», – добавляет автор.

Внутри таких организаций все жестко регламентировано, каждый шаг их членов строго контролируется, для них разрабатываются четкие планы, способствующие активному сбыту продукции. И у каждой из них, как правило, есть свой профессиональный сленг. «МЛМ представляют собой мошеннические схемы, но это не просто заурядные аферы, а сложные организации с собственными языком и культурой, которые предъявляют права на вашу жизнь, – констатирует автор. – Они обладают могущественными и вездесущими идеологиями, которые носят миссионерский характер, их члены почитают своих лидеров-основателей, которых роднит желание не только управлять успешной компанией, но и править свободным миром на уровне религиозного поклонения».

В рассказе о культах никак нельзя не упомянуть различных сетевых гуру. На этом аспекте Монтелл останавливается довольно подробно. Вряд ли имена персон, которых она описывает, что-то скажут российскому читателю, но различных «инкарнаций Иисуса Христа», ведущих человечество к «абсолютной истине», или просто доморощенных психологов и целителей (порой даже без специального психологического или медицинского образования), обещающих решить любые проблемы клиентов, хватает и у нас. У таких гуру множество подписчиков, а зачастую и реальных поклонников. Зарабатывают они, как правило, продажей различных курсов, семинаров, тренингов, ретритов, как онлайн, так и офлайн. Аманда Монтелл приводит эпизоды, когда посетители таких тренингов кончали жизнь самоубийством, либо им наносился тот или иной вид физического или психологического ущерба.

Вывод, к которому приходит автор в итоге своих исследований, является несколько обескураживающим: с культами можно столкнуться повсюду – от рекламы косметики, которая «гарантированно омолодит вашу кожу лет на 30», до онлайн-игр. И это совершенно нормально. Просто человеку свойственно стремиться к некоей общности с другими, ощущать себя частью чего-то, поэтому он подпадает под власть тех или иных идей. Но, разумеется, не все культы деструктивны.

«В нас генетически заложено желание во что-то верить, чувствовать вместе с людьми, стремиться с ними к одной цели, – полагает Монтелл. – Я уверена, что существуют здравые способы реализации этих желаний».

Аманда Монтелл. Сила культа / Пер. Михаила Табенкина. – М. : Бомбора, 2023. – 352 с.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте