Шедевры живописи и сказки от звезд стали ближе
Карантинное телевидение тоже теперь живет в новой реальности и вынуждено так или иначе откликаться на коронавирусную повестку дня. На этом фоне выделяются новые проекты канала «Культура», которые непременно стоит отметить.
«Большие маленьким»
Актеры, писатели, музыканты читают стихи и прозу классиков русской и мировой литературы и современных авторов. Короткое видео от трех до десяти минут они записывают на мобильной телефон. Таким образом, мы видим известных людей в домашней обстановке, что создает у зрителя ощущение сопричастности и понимания, что сколь бы ни был популярен человек, ему также приходится соблюдать пресловутый карантин. Однако это его совсем не тревожит, и он готов поделиться радостью великого мира сказки и поэзии и с самыми юными читателями, и с ребятами постарше.
В роли добрых волшебников выступают совершенно несхожие на первый взгляд артисты: юмористка Елена Степаненко, которая читает стихотворение Корнея Чуковского «Краденое солнце», и актер Игорь Костолевский, исполняющий его же знаменитого «Мойдодыра». Особенно трогательно выступление директора Пинакотеки Брера и Национальной библиотеки Брайденсе в Милане Джеймса Бредберна. Он поделился своим любимым стихотворением Алана Милна «Непослушная мама». Невероятно милая история о пропавшей маме, которую искал сам английский король, в переводе Маршака и с обаятельным акцентом озвученная Джеймсом, заставляет и улыбнуться, и взгрустнуть. Ведь Италия сегодня – одна из главных жертв пандемии.
Семейный характер этих карантинных читок прекрасно передают актер Евгений Дятлов и его дочь Василиса. Они обращаются к поэзии Веры Полозковой, по очереди декламируя «Главную гостью», «Тайную жизнь игрушек» и «Зубы». Короткие выступления превращаются в мини-спектакли с музыкальным сопровождением. Кроме того, они несут просветительское начало. Например, легендарный песенник Юрий Энтин читает свою «Сказочную азбуку» – чем не идеальная возможность ознакомить малышей с алфавитом?
«Открытый музей»
Другое замечательное начинание на «Культуре» – «Открытый музей». Сегодня, когда все культурные учреждения в России закрыты, ценители высокого искусства получают возможность виртуально оказаться в лучших галереях страны. Например, побывать на выставке ГМИИ имени Пушкина «От Дюрера до Матисса». Один выпуск программы длится не более двадцати минут. За это время старший научный сотрудник музея Анна Познанская рассказывает о самых знаковых картинах экспозиции. Таким образом, отсутствует информационное перенасыщение, зато зритель узнает много любопытного и интересного и о художнике, и о его работе. Скажем, в серии, посвященной импрессионистам, раскрывается незаурядная личность Эдгара Дега, чей графический рисунок «После ванны» стал настоящим вызовом тогдашним европейским традициям, поскольку было совершенно не принято изображать женщину за повседневным занятием, а особенно в неблагообразной позе, в коей она предстает у Дега. Однако и в склоненной фигуре видна невероятная пластика и сила движения. В том и состоял дух импрессионизма, фиксировавшего моменты современной жизни во всех ее проявлениях.
Переход от одной картины к другой сопровождается панорамой выставочного зала. Величественные колонны, темнота, тишина и некая холодность создают атмосферу тайны, принадлежности к чему-то избранному. Кажется, что куратор обращается непосредственно к тебе. Иллюзия личностного подхода позволяет максимально сократить дистанцию между повествователем и слушателем, приблизить их друг к другу, а значит, уже стирается грань между офлайном и онлайном, и мы мысленно попадаем в галерею.
«Открытый музей» дает возможность совершить путешествия в разные эпохи. В одном пространстве присутствуют и творцы Ренессанса, и мастера фламандской живописи, и авангардисты ХХ века. От обилия великих фамилий рябит в глазах: Дюрер, Рембрандт, Рубенс, Брюллов, Ренуар, Ван Гог, Врубель, Кандинский, Пикассо, Матисс, Малевич, Шагал. Причем экспонируются их редкие работы в графическом стиле. Вот она, сила искусства и новых технологий, когда, несмотря на карантин, можно прикоснуться к прекрасному.
Впрочем, «Пушкинка» далеко не единственный музей, распахнувший виртуальные двери. Свои шедевры представила и Третьяковская галерея. Ее гендиректор Зельфира Трегулова рассказала о главной экспозиции, в которой соединились и монументальное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу», и сюжеты крестьянской жизни Алексея Венецианова, и философская картина Ивана Крамского «Христос в пустыне», и пленительные пейзажи Саврасова. Для тех, кто еще не побывал в Третьяковке, эта ознакомительная экскурсия по ту сторону экрана – отличный подарок. Не меньший подарок и виртуальная прогулка по выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор», расположившейся в новом здании галереи. Это невероятное путешествие в мир русской сказки, запечатленный и в живописи, и в литературе. Перед нами несколько царств: подземное, лесное и подводное. Они проиллюстрированы разнообразными произведениями искусства. Возникают полюбившиеся сказочные персонажи – Садко, Кощей Бессмертный, Леший, Русалка, Иван-Царевич, Царевна-лягушка, а привычные сюжеты обретают невероятный простор для интерпретации.
«Коллекция»
Однако, быть может, главная премьера на «Культуре» – это «Коллекция». Без слез эту программу смотреть нельзя, и вот почему. Искусствовед Викторина Петросянц беседует с директорами лучших музеев Италии. Сегодня смотреть кадры изумительной красоты Венеции, Милана и Флоренции, наполненных туристами и местными жителями, свободно прогуливающимися мимо памятников архитектуры, изысканных соборов и фонтанов, бесконечно грустно. Теперь мировые столицы культуры пусты, а каждый день приносит сообщения о сотнях погибших в сказочной южной стране. В этом смысле «Коллекция» вселяет веру в жизнь и в то, что непрекращающиеся разговоры о закате Европы сильно преувеличены.
В то же время такие знаковые музеи, как Галерея Уффици или Пинакотека Брера, предстают не застывшими артефактами истории минувших веков, а постоянно меняющимися и развивающимися планетами, в которых непрерывно совершаются необыкновенные эксперименты. Их соавторы, они же их директора, и становятся героями программы. Авторам проекта удалось показать руководителей музеев живыми людьми, а не функционерами от культуры. Справиться с подобной задачей помогает досье на очередного персонажа. Из краткого резюме зритель, например, узнает, что директор галереи Уффици Айки Шмидт любит булочки, а глава Пинакотеки Брера Джеймс Бредберн коллекционирует жилеты. Кроме того, солидные мужи и знатоки искусства могут шутить, не стесняются смеяться, а порой откровенно и даже жестко говорят о текущих и вечных проблемах.
Таким образом, традиционное представление о музейных работниках как о довольно скучных людях, понятных исключительно своему кругу, трансформируется. Да и страсти, оказывается, в культовых галереях кипят нешуточные. В частности, Айки Шмидт стал не только первым неитальянцем, возглавившим Уффици, но еще и произвел настоящую перестройку залов, активно начал выставлять в колыбели Ренессанса современных художников и пошел на своеобразный международный скандал, когда разместил в экспозиции фото картины голландца Яна ван Хёйсума «Ваза с цветами» с печатью «Украдено», тем самым привлекая внимание к тому, что натюрморт из музея вывезли нацисты в 1944 году и до сих пор Германия не выдала полотно обратно. Поразительно, что в конце выпуска, посвященного легендарной флорентийской галерее, выясняется, что Шмидту удалось вернуть картину.
Выходит этакий сериал с детективным сюжетом. Особую колоритность ему придают невероятной красоты виды Флоренции, ее мосты, дворцы и храмы. Мы будто вместе с авторами проходим по узким улочкам родины Данте. Здесь творили Леонардо, Микеланджело, Рафаэль. Один из лейтмотивов проекта – мало просто побывать в знаменитых музеях, надо еще знать историю города, породившего их. Причем поразительно, насколько минувшее сплетается с настоящим. Легендарная семья Медичи, насытившая Тоскану шедеврами, будто переселяется в наши дни: Медичи присутствуют в воспоминаниях флорентинцев, которые не мыслят свой город без этой династии.
Соединение прошлого и настоящего проявляется и в рассказе о новых выставках Уффици, где решили экспонировать работы женщин-художников от Ренессанса до современности. Зритель узнает о незаурядной личности Артемизии Джентилески – первой женщины, избранной в члены Академии живописного искусства, чей «Автопортрет в образе Святой Екатерины» продали с аукциона более чем за два миллиона евро. Не менее знаковая ее картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», созданная в начале ХVII века, поражает натуралистичностью и вселяющим ужас взглядом ассирийского полководца, заколотого храброй красавицей. Не менее волнующе выглядит творчество Суор Плавтиллы Нелли, ее считают первой художницей Ренессанса. Более того, выясняется, что в галерее больше всего полотен женщин-художниц, творивших до ХIХ столетия. С классикой соседствуют и произведения ХХI века, в которых главным, по выражению директора галереи, становится «феминистическая перспектива».
Шмидт также подчеркивает, что идей и планов у них на годы вперед. Уверенность в будущем чрезвычайно важна для зрительского восприятия. Мы понимаем, что культура не умрет с пандемией, а продолжит жить и после сотрясающих человека катаклизмов.
Другой уже упомянутый герой «Коллекции», глава Пинакотеки Брера Джеймс Бредберн, раскрывается с удивительной стороны. Он пишет детские книжки и переписывается с самыми маленькими читателями. Что же до его руководства знаменитым собранием живописи, то Бредберн произвел здесь целую революцию: перекрасил стены, изменил освещение с дневного на электрическое, перевесил некоторые картины, что преобразило пространство и заставило по-иному воспринимать такие признанные шедевры, как, например, «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи. Кажется, что поверженный Спаситель смотрит прямо на вас. Вообще стремление максимально приблизить великое искусство к современному, во многом неискушенному, зрителю едва ли не основная задача программы. Отсюда и слова директора Бреры: «Сегодняшний автопортрет Караваджо – это не тот Караваджо, который был написан в 1606 году, тогда это был Караваджо-Караваджо, а вы забираете его с собой». Вот оно, подлинное ощущение сопричастности с бесценным наследием.
За время программы ее персонажи становятся нашими друзьями. Мы сопереживаем им, вместе с ними восхищаемся искусством, пытаемся найти ответы на тревожные вопросы. А еще «Коллекция» позволяет расширить границы и осознать, насколько страны и культуры не изолированы друг от друга, а открыты к постоянному диалогу. Не случайно многие итальянские галереи возглавляют иностранцы, что абсолютно не мешает им преобразовывать местную культуру, делать ее доступной, но не теряющей прелести. Теперь, в условиях самоизоляции и личностной, и государственной, особенно важно ощущать такую тесную связь между Россией и Германией, Францией и Италией, Нидерландами и Америкой. Пандемия закончится, а культура останется.
Александр ТРЕГУБОВ
Комментарии