search
main
0

Культурный навигатор

Все, что нам дорого

В марте 2022 года в школе №2030 на заседании стратегического совета был дан старт общешкольному просветительскому проекту, сформировавшемуся на пересечении двух идей, в равной степени перспективных и значимых для развития той образовательной среды, которая выстраивается в нашей школе. Этот масштабный комплексный проект, вобравший в себя несколько моно- и мультипроектов, мы назвали «Культурный навигатор 2030».

С одной стороны, «Культурный навигатор» – это электронный ресурс, созданный учениками нашей школы и связанный с культурой и искусством России, постоянно насыщаемый новым контентом. С другой – это творческий результат системной работы по интеграции дополнительного образования (в частности, его художественного направления) и общего образования в нашей школе, главной идеей которой является передача культурных традиций нашего Отечества, составляющих основу российской идентичности.

Проект «Культурный навигатор 2030» охватывает все сферы образовательной и воспитательной деятельности и пронизывает все ступени образования. Обратимся к структуре нашего проекта.

В рамках таких дисциплин, как музыка и изобразительное искусство, уже существуют тематические блоки, посвященные фольклору, но рабочие программы по этим предметам корректируются и насыщаются большим количеством монопроектов, посвященных декоративно-прикладному творчеству (с выставками творческих работ, изо и музыкальных, в том числе иммерсивных проектов, погружающих в мир народных образов отечественного симфонизма («Петрушка», «Снегурочка», «Хаджи-Мурат», произведения Софьи Губайдуллиной, Айрата Каримова, Ширвани Чалаева).

Безусловно, в рамках предметной области «Искусство» реализуется ряд предметных проектов, освещающих искусствоведческие вопросы, но все-таки главенствующей идеей проекта является метапредметность. Поэтому на предметном уровне разрабатываются и реализуются сценарии метапредметных уроков на пересечении таких дисциплин, как литература, история, география, музыка, информатика, технология, изобразительное искусство. Тесная интеграция общего образования и внеурочной деятельности уже стала реалией нашей школьной жизни, и в рамках интегрированных курсов «Литературное чтение/Техника речи» и «Литературное чтение/Театральные игры» создаются тематические модули «Фольклор народов России».

Возможности создания качественных учебно-творческих проектов фольклорной направленности расширяются в процессе интеграции общего, дополнительного образования и внеурочной деятельности. Здесь подключается творческий потенциал таких объединений, как драматический и музыкальный театры, художественная студия и студия анимации, студии художественного слова, театрального костюма, хореографическая студия.

Поливалентность этих объединений позволяет как выстраивать связи внутри блока дополнительного образования, так и проникать на предметный уровень. Так рождаются учебно-творческие проекты, технология создания которых уже апробирована нами.

Такой масштабный проект, безусловно, не может быть успешным без грамотной информационной поддержки. Все средства массовой информации нашей школы, входящие в «Медиахолдинг 2030», а также совет школы стали нашими внутренними партнерами. Хочется подчеркнуть, что все творческие работы и сценические выступления ребят, все проекты и метапредметные уроки, созданные в рамках деятельности по изучению, сохранению и развитию народного творчества, будут пополнять контент «Культурного навигатора школы 2030».

Еще одно направление деятельности – межрегиональное сотрудничество. Его география довольно широка и охватывает интереснейшие этнокультурные территории нашей страны.

Нас связывает добрая творческая дружба с Мценской гимназией Орловского государственного университета, мы продолжаем проводить совместные театральные фестивали и у нас, в Москве, и в Спасском-Лутовинове. Еще одни наши давние друзья – ребята из школы карельского села Деревянное. Наш совместный проект, начавшийся как социокультурный и давший участникам незабываемое и вполне реальное погружение в самобытную культуру Карелии, мы хотим продолжить, придав ему этнографический характер.

Новым и увлекательным для детей опытом стало сотрудничество с Гжельским государственным университетом. Уже состоялись первые мастер-классы из цикла запланированных на этот год. Под руководством гжельских наставников наши ученики и педагоги почувствовали себя настоящими художниками и с гордостью организовали из своих работ мини-выставку «Гжель-2030».

Межрегиональное сотрудничество тесно сплетается еще с одним направлением работы – сотрудничеством с родителями. В нашей школе, как и во всех московских школах, учатся представители многих народностей нашей страны. Знакомству с культурным разнообразием нашей многонациональной Родины у нас уделяется особое внимание. Большую роль в развитии межкультурных и межнациональных коммуникаций играют родители наших учеников. Ведь именно в семьях сохраняются живые нити традиционной культуры народа: его обряды, песни, ремесла, уклад жизни. Мы планируем, что работа по каждому направлению завершится значимым для наших учеников результатом: на предметном уровне это будет день конвергентного образования. В художественно-эстетической сфере – театральный фестиваль «Хоровод сказок». На межрегиональном уровне – цикл творческих встреч с представителями культурных представительств национальных республик (мастер-классы по народному искусству).

В сфере сотрудничества с родителями – общешкольный фестиваль «Один день в национальной семье».

И конечно, важнейшим результатом этого общешкольного проекта должна стать образовательная платформа «Культурный навигатор». Пока это только первый модуль – «Фольклор». Но уже началась работа по созданию нового творческого модуля нашего проекта, посвященного истории славянской письменности. На наш взгляд, у этого ресурса большое будущее, так как «навигация» по объектам отечественного культурного наследия поистине безгранична.

Татьяна СОЛОГУБ, заместитель директора по дополнительному образованию школы №2030

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте