Олимпиада педагогов начальной школы «Мой первый учитель» состоит из нескольких туров. И чтобы попасть в очный этап, надо потрудиться – правильно «упаковать» свои идеи, а точнее, проект, дистанционно ответить на вопросы жюри и так далее. И вот наконец третий тур, очный. Педагоги попадают на него в составе трех номинаций – «Предметная образовательная деятельность», «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся».
Испытание третьего тура – публичное представление своего проекта – проходит каждый дипломант олимпиады, в этом году – 32 преподавателя начальных классов. О двух номинациях мы расскажем на этих страницах. В следующем номере – статья об идеях, прозвучавших на защите в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся».
И, кстати, сборник методических материалов участников VI олимпиады «Мой первый учитель» традиционно появится на сайте состязания в разделе «Копилка опыта»: https://1‑teacher.ru/metod-kopilka.
Треть участников олимпиады «Мой первый учитель» презентовали проекты в номинации «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер». Звучит серьезно, немного даже скучно… Но на самом деле речь идет об идеях и находках, которые помогают педагогам началки воспитывать в своих учениках простые человеческие ценности, взращивать чувство прекрасного, вызывать тягу к знаниям.
Руководитель команды жюри, завкафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Наталья Белинова отметила, что конкурсанты в этом сезоне уловили все тренды современного российского образования, обратившись к корням, культуре своих регионов, патриотическому воспитанию.
Увлекла стариной
Прежде всего хочется рассказать о проекте победительницы номинации Людмилы Родионовой из Липецкой области. Людмила Михайловна живет и работает в селе, но, по ее словам, даже там дети очень поверхностно знакомы с русской народной культурой. Исправлять ситуацию педагог начала с себя и своих третьеклашек, разработав проект «Прикасаясь к прошлому». Главная идея – полное погружение в тему, когда все, что окружает ребенка, так или иначе связано со стариной, русской народной культурой и традициями.
– На уроках литературного чтения мы с ребятами начали инсценировать произведения фольклора, записывать радиоспектакли по русским народным сказкам, – рассказывает педагог. – Изучая математику, узнавали о старинных мерах измерения, во время занятий по окружающему миру знакомились с народными приметами, учились применять их в жизни, а творческие школьные предметы посвящали народным промыслам, игре на простых русских музыкальных инструментах.
Да что там говорить, даже на переменах с подачи Людмилы Михайловны школьники играли в забытые народные игры.
Социально-педагогический эксперимент длился полтора года. За это время проект органично влился в воспитательную работу не только класса, но и всей школы и даже села. Начались фольклорные праздники, которые запомнились украшенными рушниками из бабушкиных сундуков и домашними пирогами, заботливо испеченными мамами учеников. Школьники создали ансамбль ложкарей «Ладушки», оформили свой музей старины, подготовили и защитили коллективный исследовательский проект об истории русской избы, стали участвовать в муниципальных творческих конкурсах и фестивалях.
Людмила Родионова отметила, что по окончании начальной школы знаний о русской культуре у ребят стало заметно больше. Теперь у них не возникает трудностей с пониманием устаревших слов на уроках чтения, развились кругозор, творческие способности, а главное, появился интерес к истории и быту своего народа.
Сейчас педагог разрабатывает авторскую рабочую программу внеурочной деятельности, чтобы продолжить проект с другими учениками. Планирует расширить круг тем, добавить, например, лозоплетение, изучение старинной одежды и экскурсии по области, во время которых дети будут знакомиться с народными промыслами.
Кликнуть героя
Интересную идею патриотического проекта представила учитель начальных классов Наиля Шапирова из Ульяновской области. Педагог вместе со своими учениками из средней школы рабочего поселка Старотимошкино создала виртуальную интерактивную карту, на которой были обозначены «Дома победителей». Кликнув по тому или иному адресу, можно узнать личную историю ветерана Великой Отечественной войны, родственники которого здесь проживают: где встретил войну, в каких боях участвовал, за какие подвиги получил награды.
Наиля Маратовна рассказала, что идея появилась после того, как выяснилось – больше 70 процентов учеников класса ничего не знают о судьбе своих прадедов, портреты которых несут во время шествия «Бессмертный полк». Учительница предложила ребятам собрать информацию о воевавших родственниках. Поисковая работа увлекла всех, подключились родители, общественность. А когда карта была готова, ее вывесили на сайте школы. Теперь каждый житель поселка может присоединиться к проекту и загрузить биографию своего героя. Проект школьников высоко оценила местная администрация.
– Патриотизм доказывается не словом, а делом, – говорит Наиля Шапирова. – Я рада, что у нас получилось увековечить историческую память не одного десятка земляков.
Вывела в люди
Валентина Титова из Саратова поделилась секретом, как за четыре года начальной школы воспитать культурных людей. Ее ученики не только стали завсегдатаями театров и музеев, приобщили к прекрасному родителей, но и сами начали разрабатывать культурно-туристические маршруты, проводить экскурсии для малышей из детского сада, рассказывать ровесникам, живущим в отдаленных районах, о самых интересных культурных объектах города.
Валентина Владимировна с первого класса знакомила ребят с различными видами искусства, учила их получать эстетическое наслаждение от музыки, живописи, спектаклей… К моменту выпуска учеников из начальной школы в Саратовской области не осталось учреждений культуры, в которых бы они не побывали.
– В проект были вовлечены и родители, – говорит педагог. – Если в первом классе мамы приводили детей в театр и оставляли их на мое попечение, то в 4‑м классе меньше 50 билетов у распространителей я не заказывала.
Члены жюри отметили: проект «Лига культурных людей» – готовая диссертация и посоветовали участнице олимпиады поступать в аспирантуру.
Елена ГАЛЯВЕТДИНОВА
P.S. К сожалению, рассказать обо всех новациях, представленных участниками олимпиады «Мой первый учитель», на страницах газеты невозможно. Но поверьте, вы пополните свою методическую копилку на годы вперед, если изучите опыт Татьяны Колесниковой из подмосковных Мытищ по созданию экологического театра или возьмете на вооружение идеи Анны Любовой из Санкт-Петербурга, которая через творчество социализирует детей с ограниченными возможностями здоровья. У москвички Ларисы Ереминой вы найдете огромное количество зрелищных, но доступных и безопасных опытов для исследовательской деятельности. А у Дмитрия Казанцева из Пермского края почерпнете интересные педагогические находки, которые помогают привить ученикам любовь к малой родине…
Комментарии