На вахте Омского областного колледжа культуры и искусства сторож с техничкой выясняли фамилию композитора, увидевшего свою симфонию во сне. Я постояла рядом – оказывается, не только Менделеев умел спать с толком. Дежурные вспомнили, что Берлиоз примерно таким же образом сочинил «Фантастическую симфонию». И я, культурно просветившись на входе, отправилась дальше.
В кабинете Ирины Андреевны Лахтиной, заместителя директора колледжа, почетное место отведено старенькому пианино «Иртыш». Ирина Андреевна – «играющий» администратор: пианист и кандидат педагогических наук. Музыка разлита в колледже повсюду. Здесь живут особенные студенты: кроме того, что может каждый выпускник школы – читать, писать и считать, – они обладают способностью слышать и видеть. Причем в колледже ребята именно живут, а не просто постигают науки – программа очень сложная, много профильных предметов, изучаемых практически. Колледж соединен коридором с пятиэтажным общежитием, и желающие берут по вечерам ключи от кабинетов учебного корпуса, чтобы позаниматься наедине с собой. Даже воспитатели общаги имеют творческое образование, так что и ночью могут помочь подготовиться к урокам. «Мы живем одной семьей», – утверждают в колледже. И в самом деле – в учебном заведении очень много педагогических пар. Поскольку средний возраст преподавателей – за сорок, возникают и семейные династии.
Слышать музыку и видеть красоту мира – не физиологические качества, а душевные. На областном конкурсе «Лира Прииртышья» жюри было потрясено виртуозной игрой гитариста Андрея Веселова. Ему присудили первое место, так и не узнав, что после детской травмы слух у Андрея остался только музыкальный. В этом году он закончил колледж, но поступить в вуз не рискнул – где еще найдутся такие внимательные преподаватели, не жалеющие своего времени ради молодого таланта.
– По сути у нас индивидуальное обучение, – объясняет Ирина Андреевна. – В группах по шесть-восемь человек, но преподаватели занимаются с каждым студентом отдельно, стараясь «раскрыть» каждого. Создаются сотворческие пары: педагог-ребенок. Вот из таких союзов у нас создан клуб КВН. Ведь приветствуется творчество в любой области – не обязательно по одному из 14 выбранных профилей. Фестиваль студенческого творчества у нас проходит круглый год. Выясняется, что артисты, например, умеют прекрасно вязать, музыканты – рисовать, а декораторы – писать стихи. Один день в неделю сцена в базовом Доме культуры у нас свободная, то есть выйти на нее может любой. Поют, танцуют, декламируют. Благо, что ДК свой – кстати, только два колледжа культуры России имеют такую базу.
«Вы – талантливы!» – таким лозунгом встречает колледж культуры и искусства каждого входящего. Вообще-то полагается принимать абитуриентов, уже имеющих начальное музыкальное или художественное образование. Но что было поделать, к примеру, с «эстрадником» Лешей Хрусталевым, мечтающем о саксофоне, который видел только по телевизору? Пришлось добыть ему инструмент. Теперь он учится в Кемеровском университете культуры, и на Всероссийском студенческом конкурсе ему пожал руку известный российский джазист Анатолий Кролл. По мнению Сергея Васильевича Карпенко, председателя цикловой комиссии отделения эстрадных инструментов, природные данные – это основа, а мастерство приложится, если есть терпение и упорство. Но вот без чего нельзя – без «свинга». В джазе этот термин означает внутреннюю вибрацию, кураж. Собственно, это неуловимое «нечто» и делает исполнителя индивидуальностью. Тем более что студенты, как в голос утверждают педагоги, у них особенные – не от мира сего: открытые, ранимые, искренние. При этом здесь ценят манерность. То есть собственную манеру исполнения. Во всем, в том числе и в преподавании. Сценарные сборники, методические пособия педагогов Омского областного колледжа культуры и искусства рекомендованы к использованию сразу двумя российскими министерствами – культуры и образования.
– У нас не фабрика звезд, у нас уровень выше. Мы даем образование. – Гордо говорит Сергей Васильевич.
Тем более что звездами ребята мечтают быть лишь на первом курсе. Вернее, мечты мечтами, но к выпуску, судя по анкетам, главными желаниями становятся: нести людям культуру, менять мир. Ведь профессии, которые будут записаны в дипломах, – не артисты или балерины, а педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, руководители творческих коллективов, преподаватели. Поэтому из всех талантов важнейшим в колледже считают педагогический. А его разглядеть труднее, чем артистические способности. Вот поэтому Лахтина считает своих коллег гениями. Причем признанными. Не публикой – учениками, что будет потруднее. Абитуриентка Слава Золотова не умела поначалу гитару держать правильно. Теперь, объездив пол-мира и победив на многих международных конкурсах, осела в родном колледже преподавателем. Правда, играющим. Впрочем, здесь почти все такие, даже теоретики от искусства. Людмила Михайловна Дунаева, попав 27 лет назад по распределению в Омское культпросветучилище после Уральской консерватории, сочла это чуть ли не оскорблением. Потом не захотела уходить, занявшись любимым делом. А с тех пор, как десять лет назад директором учебного заведения стала Ольга Витальевна Конных, заслуженный работник культуры, эксперименты не прекращаются. Ежегодно возникают новые специальности, а новый подход к «старым» дисциплинам только поощряется. Людмила Михайловна разрабатывает свой метод – она терпеть не может равнодушных к искусству. На ее уроках ребята разных специальностей под музыку великих пишут сочинения и картины – о том, что видят сердцем.
Кажется, что культпросветработники в самом деле стали нужны. Прошел период, когда сельские ребята не могли вернуться в родные места только потому, что местные Дома культуры зияли пустыми глазницами окон. Четверокурсница Наташа Тютина по выходным ездит к себе в Калачинск на работу – ведет театральную студию. Появился социальный заказ: в селах потребовались кино-, видеодемонстраторы, культурные национальные центры просят специалистов по народному творчеству, в детские учебные заведения приглашают режиссеров театральных представлений. Для кукольного театра, ТЮЗа подготовлены целые труппы. Так что из 600 очников 170 обучаются на бюджетных местах. По сравнению с соседними СПО – финансово-экономическим и строительным, где таковых осталось меньше десятка, учебное заведение выглядит культурно. Платное обучение обходится ребятам гораздо меньше реальной его стоимости, составляющей примерно тридцать тысяч в год. Бессребреникам, влюбленным в искусство, такие суммы не по карману. А нужны еще инструменты, костюмы, холсты, краски. Пианино, домры, балалайки в областном колледже культуры «трудятся» почти со дня основания культпросветшколы в 1947 году. Но нынче губернатор Омской области выделил 300 тысяч для приобретения итальянского концертного баяна. Немного, но свидетельствует о положительных сдвигах в отношении власти к культуре. Надо надеяться, что дальше станет веселей. В день принятия Декларации о государственном суверенитете России студенты давали концерт перед правительством Омской области. Министры и советники отметили не только их мастерство, но и высокую гражданскую позицию. И это действительно так. В принципе они могли бы зарабатывать сами, тем более что колледж стал основателем многих областных и городских творческих конкурсов. Концертная деятельность студентов составляет 300 дней в году. Способны выступать и больше, да транспорта своего нет. Так что гастролируют на рейсовых автобусах в сопровождении «легковушки» директора, на которой везут инструменты, костюмы, декорации. Правда, культуру в массы несут, как правило, бесплатно – по традиции считается, что студентам денег не нужно. Да и не всегда они есть. Ребята часто работают в детских приютах, социальных центрах – и практика, и помощь людям. Ввели даже дисциплину, а скоро откроется и отделение педагогов дополнительного образования – организаторов социального досуга. Будущим художникам театра, которых стали готовить два года назад, преподают маститые омские живописцы. Не ради мизерной зарплаты, как утверждает директор колледжа, а ради духа авантюризма и желания дарить свет, которое живет в студентах.
Комментарии