В качестве эпиграфа я предлагаю вам фотографию: Кузнецкий Алатау, перевал Карнизный, 2100 метров. По гребню снежника идут дети и учителя. Близкое небо, яркое солнце, прохладный снег, облака, которые можно потрогать руками. Этот путь опасный, неизведанный и радостный. С этой заоблачной дорогой можно сравнить 11 школьных лет.
Посмотрите на расстояние между идущими – они соблюдают инструкцию безопасности: у каждого есть его личное пространство, которое не может быть нарушено, иначе станет опасно. Посмотрите на весь ряд: ритм движения говорит о том, что это команда, все понимают друг друга без слов. Можно ли увидеть, где в этом ряду учителя (их пятеро) и где ученики? Нет, ибо школа – это единое пространство, вечное взаимное обучение детей и взрослых. Эта фотография – просто кадр, мгновение из жизни, но это и символ, и знак школьного культурного пространства – пространства, которое создает и возделывает учитель, подобно садовнику. Именно поэтому в центре нашего внимания культурное поле учителя как исток развития образовательной среды школы.Всем нам из истории собственного детства известно: культурное поле учителя наследуется учениками – наследуются мысли, чувства, поступки, жесты, слова. Все мы продолжение наших учителей.У культурного поля учителя множество слагаемых, остановимся на ключевых: ЛИЧНОСТЬ и ПРОФЕССИОНАЛ. С личностной точки зрения важным будет то, как учитель взаимодействует с миром, с профессиональной точки зрения ценность представляет то, как учитель занимается своим самообразованием и саморазвитием.Итак, личность учителя. Это понятие можно прочувствовать с помощью трех слов: человек, деятель, странник. Каждое из этих слов несет великий смысл. Во-первых, ценность представляет осознанное отношение учителя к смыслу собственного бытия; во-вторых, желание деятельности и умение работать; в-третьих, вечное странничество: от странствий в глубину своей души до путешествий в мир культуры и знания, в реальный мир земных дорог. Без этих трех взаимосвязанных направлений вряд ли может получиться истинный учитель.Особенность директорской работы состоит в том, что нужно постоянно лелеять взрастающую личность учителя, создавать условия для ее развития. За годы работы сложилось несколько оправдавших себя управленческих приемов организации условий для развития личности учителя. Вот они:- культурологические семинары («Почитаем классику вместе», «Мировая художественная культура – учителю»);- учительские творческие коллективы (хореографический ансамбль, хор, театр);- учительская спортивная команда;- праздники (культура и творчество);- совместные детско-взрослые проекты: творчество и сотворчество.Особо хочу сказать о директорском взаимодействии с «увлечениями учителей». Как только в коллективе появляется новый учитель и становятся известны его увлечения, или новые увлечения проявляются у давно работающих педагогов, так тотчас создаются условия для распространения этих увлечений на весь школьный мир, и всегда находятся единомышленники и последователи. И можно радоваться: открылась новая страница в развитии школы.Еще более меня радует, если складывается взаимодействие учительских увлечений, в этом случае рождаются самые яркие проекты и события.Следующее ключевое слагаемое культурного поля учителя – это профессионализм. Сосредоточим наше внимание на трех словах: подмастерье, мастер, творец. По сути, это логика развития творческого пути любого человека.Хорошо, если учитель видит эту логику своего профессионального развития, значит, он сможет объяснить логику развития личности своим ученикам. Путь от начинающего учителя – подмастерья – к мастерству и личному творчеству, авторству требует времени и осознанного отношения к собственной профессии и смыслу жизни.Как профессионализм учителя определяет ученический и жизненный путь ребенка, а значит, и образовательное пространство школы?Если у учителя была хорошая школа детства, он подарит ученику состояние радости, ответственности и труда; если у учителя хорошее профессиональное образование, он даст качество знаний ученику; эрудиция учителя воспитает у учеников культ знания и познания; если учитель владеет разнообразием методик исследования мира и способов его освоения, он подарит ученику свободную ориентацию в мире науки, творчества и деятельности; если у учителя есть понимание философии образования, он воспитает ученика, способного к свободному мышлению и творчеству, к авторству; если учитель постоянно взаимодействует с коллегами, он откроет ученику путь к метапредметному мышлению и позитивному диалогу с миром.Профессионализм учителя также нужно возделывать. Как это происходит в нашей школе? Все профессиональное общение педагогов организуется в русле творчества, созидания, радости. Вот примеры школьных профессиональных событий:- педсовет – пространство интеллектуально-творческого общения;- свободные творческие группы для решения образовательных задач;- коллегиальные события;- семинары (культура речи, анализ текста, фундаментальные понятия, метапредметность образования, современные методы и технологии образовательной деятельности);- мастер-классы;- научно-методический совет и кафедры;- метапредметные проекты;- фестиваль методических идей.Особенностью школьной жизни являются метапредметные проекты учителей, они развивают и учителя, и все школьное сообщество, и культурную среду школы.Таким образом, культурное поле каждого учителя, особенности его личности и профессиональное авторство, а также личностное и профессиональное взаимодействие педагогов – все это становится истоком развития культурной среды школы. Пожалуй, главное наше достижение состоит в том, что все вместе мы создали и развиваем школу как явление культуры.Л.Н.РУСАКОВА, директор МАОУ СОШ №70 г. Тюмени, заслуженный учитель РФ
Комментарии