search
main
0

Культурно-историческая психология детства – это важно

​Основы научной школы, возникшей в стенах Психологического института РАО и получившей мировое признание как культурно-исторический подход в психологии, стали базой методологических и практических исследований университета-преемника – Московского городского психолого-педагогического университета.

В 2002 году на базе МГППУ была открыта международная кафедра культурно-исторической психологии, деятельность которой направлена на развитие и расширение теоретической и экспериментальной базы культурно-исторической психологии, анализ современных тенденций в новых исследованиях и разработках и представление отечественной школы в международном научном сообществе. Работа кафедры на протяжении последнего десятилетия получила высокую оценку, и в 2012 году ЮНЕСКО включило ее в перечень курируемых кафедр с присвоением названия Международная кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства».Это событие отражает широкое признание отечественной школы культурно-исторической психологии в международном научном пространстве и обозначает все возрастающий интерес мирового сообщества к возможностям интеграции психологической науки и практики для решения актуальных задач современности.Отмечая эту тенденцию, центральными направлениями деятельности кафедры стали международные образовательные и научно-исследовательские проекты.Основной целью международной образовательной деятельности кафедры ЮНЕСКО стала разноуровневая подготовка специалистов в области детства. В спектр приоритетных образовательных проектов входят курсы дополнительного образования и повышения квалификации для специалистов широкого круга, профильные магистерские и академические постдипломные программы для подготовки научных экспертов в области поддержки и сопровождения детства.Открытие специализированной международной магистратуры «Культурно-историческая психология детства» станет развитием международных магистерских программ, реализуемых в МГППУ. На сегодняшний день совместно с вузами-партнерами разработаны и реализуются магистерские программы «Психология развития» (совместно с университетом Невшатель (Швейцария), «Развивающее образование дошкольников» (совместно с университетом города Оулу (Финляндия), «Педагогика и психология воспитания школьников» (совместно с Первым Римским университетом (Италия), «Школьная психология» (совместно с пловдивским университетом «Паисий Хилендарский» (Болгария), «Клиническая психология развития» (совместно с пловдивским университетом «Паисий Хилендарский» (Болгария). Полученный опыт взаимодействия с университетами-партнерами говорит о высокой востребованности англоязычных образовательных программ иностранными абитуриентами.Кафедра ЮНЕСКО уделяет большое внимание постипломной подготовке в области культурно-исторической психологии. В течение последних восьми лет в МГППУ проводится спецкурс для аспирантов и молодых ученых. Программа «Теоретические и практические проблемы современной культурно-исторической психологии» ориентирует в области истории, методологии психологии, возрастной психологии и психологии искусства, в современных отечественных и зарубежных направлениях культурно-исторической психологии. В курсе принимают участие ведущие специалисты из России, Германии, США, Великобритании, Финляндии. Перспективным развитием программы станет открытие международной программы постдипломной подготовки с участием отечественных и зарубежных профессоров.В тесном сотрудничестве с Международным обществом культурно-деятельностных исследований (ISCAR) кафедра ежегодно проводит Международный летний университет для аспирантов, который сочетает в себе интенсивную обучающую программу и пространство для неформального общения и обмена идеями между молодыми учеными и признанными специалистами мирового уровня. Всего за три года реализации проекта в мероприятии приняли участие более 80 аспирантов из России, США, Бразилии, Норвегии, Швейцарии, ЮАР, Греции, Турции, Швеции, Дании, Австралии, Китая, Японии и других стран.В 2012 году в Третьем международном университете для аспирантов «Развитие современных психологических исследований в рамках научной школы Л.С. Выготского и за ее пределами» (ThirdInternational ISCAR Summer University «Moving with and beyond Vygotsky») приняли участие профессора из Японии (Юшинобу Шои), Великобритании (Г.Дениэлс), Италии (С.Веджетти), Греции (М.Дафермакис, М.Контоподис), Испании (М.С.Камарго-Магалайс), Германии (К.Вульф, Н.Феррин, М.Биттнер), Бразилии (де ла Матос Бенито Мануел), Финляндии (П.Хаккарайнен, М.Бредиките). Традиционно конференция проходила на территории подмосковного пансионата «Поведники». В рамках этого форума участникам были предложены обучающие лекции, презентации исследований, открытые дискуссии, подгрупповые и индивидуальные консультации, разработка совместных проектов прикладных исследований. По результатам конференции готовится к печати специальный номер международного журнала «Культурно-историческая психология».Ежегодный летний университет стал важным шагом в интеграции зарубежных и отечественных ученых, работающих в рамках культурно-исторической психологии, и заслужил статус постоянной площадки международного научного, образовательного и культурного сотрудничества, в том числе местом привлечения молодых и талантливых ученых в российские и совместные исследовательские и образовательные проекты.Другим важным направлением сотрудничества МГППУ и ISCAR стала работа по проекту «Российское отделение Международного общества культурно-деятельностных исследований (RUISCAR)». Российское отделение своей целью ставит освещение деятельности ISCAR, расширение сотрудничества российских ученых с учеными западных стран, инициацию совместных исследований в области культурно-исторической теории и деятельностного подхода в психологии.МГППУ – традиционный участник международных конференций ISCAR. В сентябре 2011 года в рамках Международного конгресса ISCAR 2012 (Италия, Рим) состоялись заседание регионального Российско-украинского отделения ISCAR и региональный симпозиум «Culture historical approach in the up bringing and education of preschool children» с участием ведущих ученых МГППУ.По решению Исполнительного комитета Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR кафедра курирует проект создания и развития международного портала общества ISCAR.На всемирной конференции ЮНЕСКО «Обучение и воспитание детей младшего возраста» (2010 г. – Москва) МГППУ вошел в состав организаторов и представил доклады ведущих отечественных специалистов в области детской психологии. Всего специалисты университета подготовили и провели четыре специализированные секции. В их числе секция, посвященная разработке основных теоретических и практических вопросов детского воспитания и развития с точки зрения теории Л.С.Выготского. В представленных докладах отмечена особая роль личностно ориентированного взаимодействия взрослых и детей, а также значение организации и поддержки детской игры в контексте дошкольного образования.Кафедра ЮНЕСКО становится центром международных научных исследований. В настоящее время проводится активная работа по международному исследовательскому проекту «Современная информационная среда: глобальные перспективы развития и образования молодежи» («Confronting the challenges of new media: global perspectives on youth development and education») совместно с учеными Германии, Греции, Великобритании, Индии, Бразилии. В рамках проекта на базе университета прошли рабочие встречи с участием психологов, антропологов, философов и педагогов.В ближайших планах кафедры открытие научно-исследовательских экспериментальных площадок для проведения актуальных международных исследований в области раннего детства, дошкольного и школьного образования, воспитания и обучения детей разных категорий.Один из центральных проектов кафедры – журнал «Культурно-историческая психология» – периодическое специализированное научное издание по проблемам культурно-исторической психологии. Идея создания журнала принадлежит членам Международной кафедры культурно-исторической психологии Московского городского психолого-педагогического университета В.Зинченко, В.Рубцову, А.Марголису, Б.Мещерякову, В.Мунипову. Главная задача журнала состоит в том, чтобы сохранять, развивать и передавать традиции научной школы Л.С.Выготского, его соратников и последователей. Журнал включен в перечень ВАК, базу данных Psy INFO Journals Coverage и стал аффилированным журналом Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR.Продолжая активную работу по всем этим направлениям, кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» ставит своей долгосрочной целью международное распространение опыта в области культурно-исторической психологии детства, позволяющего создать условия всестороннего развития ребенка. Становление и формирование единой системы научно-психологической поддержки культурной среды детства позволяет адресно решать проблему подготовки научных и педагогических кадров, способных обеспечить равные стартовые возможности для всех категорий детей.Информация к сведениюОфициальный сайт кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» www.vygotsky.mgppu.ruВиталий РУБЦОВ, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»;Наталья УЛАНОВА, координатор образовательных программ кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте