Школа по сути корпорация, и в каждой – своя уникальная культура. Кадровая служба необходима. Если директор хочет, чтобы его учебное заведение развивалось, персоналом надо заниматься, а не просто оформлять документы. Кадровый отдел школы невелик – это мой заместитель, Ольга Леонидовна Страшенко, и я, конечно, тоже. Ольга Леонидовна не только педагог, но и профессиональный психолог. Это помогает прогнозировать ситуацию, бороться со старением коллектива, следить не только за повышением его профессионального уровня, но и за настроением педагогов – это немаловажно при работе с детьми.
Трудовой кодекс защищает учителя, но не заботится о директорах. Уволить человека без достаточных юридических оснований невозможно. Мне кажется, это несправедливо. Надо больше доверять директорам. Если увольняет, значит, есть причина. Даже пьяницу устранить из школы трудно. Это просто позор! Не все ведь можно разглядеть сразу. Разумеется, я беседую с человеком, прежде чем принять его на работу. Для меня важна мотивация. А истинную, «недипломную» квалификацию увидеть можно лишь на деле. Провести урок, не вставая с места, одергивая детей окриками, легко. Труднее работать на каждого. Для этого надо постоянно учиться, перенимать опыт, читать, заниматься на курсах, беседовать с психологом. Учитель начинает стареть, когда перестает учиться. Причем независимо от возраста.
Облегчить мое директорское положение помогает трудовой контракт, в который мы внесли требования к учителю АЭШ. Невыполнение их ведет, как и полагается, к замечанию, выговору и так далее. Тем, кто хочет работать, хватает и замечания. Они меняют позицию – начинают совершенствоваться и …пахать. Педагоги нашей школы обязаны, например, составлять перспективно-тематические и поурочные планы. Не для галочки, а для того, чтобы понимать смысл своей работы. Мы преподаем не для того, чтобы дети поступили в вуз, а для того, чтобы современное общество пополнялось образованными гражданами, имеющими духовные ценности. Я не против совместительства, считаю его удобной формой «вплывания» в коллектив. Но репетиторство с детьми своей школы запрещаю – их ты обязан учить так, как положено, как требуют родители. Именно они, а не некие общественные организации и есть то самое гражданское общество, которое делает заказ на образование. Кстати, мамы и папы – лучшие индикаторы педагогической работы. Это не значит, что по первому же требованию родителей я уволю педагога. Увольнение – шаг серьезный, требует индивидуального подхода.
Я не против, когда люди уходят – человек должен менять жизнь. Но я – за культуру увольнения! Государство предоставило педагогу большой отпуск. По-моему, тот, кто хочет уйти, может предупредить об этом заранее. Когда учитель пишет заявление об уходе 28 августа, поневоле задумаешься, даже если он тебя не устраивает. Как и где директору искать другого перед началом учебного года? Но при этом в увольнении не отказываю. Конечно же, спрашиваю: осознанно ли педагог поступает? Уговаривать не люблю – каждый волен сам делать выбор. Дети дороже. Если человек не хочет с ними работать, если не думает, на кого оставит учеников, зачем его держать? Не понимаю, когда заявление об уходе пишут для того, чтобы добиться повышения или признания. Для меня это уже означает ненадежность работника, подписываю без промедления.
Есть еще несколько простых истин, до которых дошла опытным путем. Не беру на работу друзей и «блатных». И еще – предпочитаю принимать на работу педагогов сельских школ. Они более трудоспособны.
Комментарии