Я уделяю большое внимание расширению кругозора учеников, изучению реальной жизни, социализации детей. Эти задачи мне помогает решить социокультурное пространство города.
В Москве образовательная среда развита на высшем уровне. Для своих учеников я с удовольствием организую экскурсии в музеи, библиотеки, на выставки и фестивали. Вместе с детьми, а часто и с их родителями, посещаем театры. Безусловно, такие мероприятия имеют не только образовательную, но и большую воспитательную ценность.
Организацию экскурсионной деятельности в классе я осуществляю следующим образом: в течение года проводится по две экскурсии в месяц, один раз в месяц – посещение театров.
В зависимости от цели экскурсии я разделяю их на три блока.
1‑й блок: эффективное освоение школьной программы.
На экскурсии дети узнают новое, открывают для себя мир. Но в отличие от урока здесь они могут собственными глазами увидеть предмет исследования, разглядеть его в деталях, со всех сторон. Изученное таким способом запоминается гораздо лучше.
Для себя в данном блоке я выделяю три раздела:
1. Наука.
2. Литература.
3. Искусство и религия.
В рамках научного раздела ежегодно с учениками посещаем выставку «Наука 0+». С огромным интересом дети изучают мир в интерактивных музеях («Инопарк», «Живые системы», «Экспериментариум», «Зазеркалье», «Станция Марс», постоянная выставка Дарвиновского музея «Познай себя, познай мир»). Можно выбрать огромное количество интересных соответствующих школьной программе уроков в музее и музейных занятий на научную тему.
Литературный раздел – это экскурсии в литературные музеи, на выставки, посвященные конкретным авторам, мероприятия в библиотеках города, посещение театров.
В рамках раздела «Искусство» с детьми посещаем картинные галереи, Музей музыки, городские усадьбы и парки. В 4‑м классе в помощь курсу «Основы религиозных культур и светской этики» организую экскурсии в православный храм, в мечеть, Еврейский музей и центр толерантности, Музей Востока.
2‑й блок: патриотическое воспитание.
Чтобы осознать себя гражданином, человек должен чувствовать сопричастность судьбе своего народа. Без знаний о своей Родине, о ее истории, культуре она не появится. Получая знания в ходе экскурсий, ребенок начинает гордиться своей Родиной, ценить и уважать ее.
Это экскурсии и мероприятия, связанные с историей России. Для учащихся начальной школы очень интересные занятия проходят в Музее ВОВ, Музее современной истории России, музеях «Подпольная типография» и «Красная Пресня».
3‑й блок: профориентация.
Экскурсия – самый эффективный вид профориентационной работы в начальной школе. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и в практической деятельности.
Для знакомства младших школьников с многообразием профессий обязательно организую посещение современных образовательных площадок – городов профессий: (Мастерславль, Кидбург, Кидсити, Кидзания), экскурсии на производство, специальные занятия в музеях, во время которых ребята подробно знакомятся с той или иной профессией (Музей пряника, Музей Вернадского, Археологический музей).
На экскурсиях дети учатся правилам поведения в разных ситуациях, больше общаются между собой. Ученики становятся более самостоятельными, сознательно соблюдают дисциплину, меньше теряются в незнакомых ситуациях.
На мой взгляд, очень важным результатом экскурсионной деятельности является стремление детей к организации культурного досуга. Ребята с нетерпением ждут новых экскурсий, предлагают свои маршруты, делятся впечатлениями.
Экскурсии – это прекрасный способ вытащить детей из виртуального мира современных гаджетов в мир реальный, научить их восхищаться красотой окружающего мира, дать почувствовать радость открытия.
Виктория МАЛЫХИНА, учитель начальных классов школы №1420
Комментарии