В наши дни в значительной степени возросло количество детей, испытывающих специфические трудности в обучении. Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их развитии. Поэтому своевременно начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психофизического здоровья позволят предотвратить или свести к минимуму эти вторичные по своему характеру нарушения.
При переходе ребенка в инклюзивный класс общеобразовательной школы важно спланировать работу так, чтобы тематический материал дошкольной программы соответствовал требованиям, предъявляемым ребенку при поступлении в школу, а тематика школьной программы перекликалась с тематикой 1-го класса общеобразовательной школы.Логопедическая помощь детям с ОВЗ как звено психолого-педагогического сопровождения должна быть направлена на коррекцию фонетико-фонематической системы языка, формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей. Но, конечно, логопедическая работа в старшем дошкольном возрасте и с первоклассником имеет свои характерные особенности.Основные направления логопедической работы в старшем дошкольном возрастеРебенок с ОВЗ на пороге школы должен обязательно получить логопедическую помощь в следующих направлениях:- коррекция звуковой культуры речи;- формирование лексико-грамматической стороны речи;- развитие зрительного гнозиса и оптико-пространственных представлений;- формирование фонематических процессов;- работа над слоговой структурой слова;- обучение основам грамоты;- развитие моторной функции руки.Работа в указанных выше направлениях позволит не только заложить базу для успешного школьного обучения, но и будет являться профилактикой возникновения нарушений письменной речи у ребенка с ОВЗ. Хорошо развитый фонематический слух – это пропедевтика акустической дислексии, правильно сформированная зрительно-моторная координация – оптической дислексии, а тренировка мелких мышц руки обеспечит психологический комфорт при написании букв и цифр.Основные направления логопедической работы с первоклассникомПри обучении первоклассника можно выделить следующие направления логопедической работы:- развитие фонематических процессов;- формирование графического образа буквы;- установление связи между зрительным образом буквы и звуком;- пропедевтика смешения букв;- обучение анализу и синтезу звуков и слогов;- формирование навыка слитного и осознанного чтения.Маршрут коррекционной работыДля достижения поставленной цели необходимо составить рабочую программу по коррекции ОНР III уровня у детей старшего дошкольного возраста и рабочую программу по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у первоклассников. Особое внимание стоит уделить календарно-тематическому планированию. С ребенком дошкольного возраста следует выстраивать обучение по принципу «от простого – к сложному»: сначала знакомство со звуками, далее со слогами, со словами, с предложениями. На следующем этапе – отработка лексико-грамматических конструкций, развитие связной речи. Параллельно необходимо проводить работу по коррекции звукопроизношения, формированию фонематических процессов, развитию графомоторной функции. При планировании коррекционной работы с первоклассниками следует руководствоваться тем же принципом: сначала проработка материала на уровне звука, далее слоговый анализ и синтез, согласование слова в роде, числе, падеже, составление и анализ предложения, рассказа. Необходимо акцентировать внимание на профилактике нарушений письменной речи. Если же у ребенка выявлена дислексия, то необходимо сразу же приступить к коррекционным занятиям.Стоит учесть, что не каждый ребенок с ОВЗ может работать по составленным программам без внесения индивидуальных корректив. Поэтому дополнительно разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, в котором прописываются рекомендованные психолого-медико-педагогической комиссией направления работы с каждым специалистом, сопровождающим ребенка. Для непрерывности коррекционного воздействия стоит включить в работу родителей – проводить с ними систематические консультации, знакомить с особенностями развития речи у детей с той или иной речевой патологией, объяснять специфику выполнения домашних заданий, обговаривать возможные причины, усложняющие усвоение учебного материала. Также важно установить связь с воспитателями детского сада или учителями школы, которые посещает ребенок с ОВЗ. Для них разработаны рекомендации по поддержанию речевого режима и улучшению адаптации ребенка в инклюзивной среде.Старший дошкольный и младший школьный возраст – это важный период социализации ребенка и формирования его жизненных ресурсов. Для детей с ОВЗ этот период жизни особенно значим, и от того, кто и как будет сопровождать ребенка на пути преодоления трудностей овладения программными знаниями, зависит успешность адаптации и интеграции ребенка в обществе. Наталья ВАРЕШИНА, ТО «Отрадное» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования МосквыЗа психолого-педагогической и логопедической помощью ребенку можно обратиться в любое из 37 территориальных отделений Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы (www.gppc.ru; 8 (495) 730-21-93).
Комментарии