search
main
0

Культура политики и политика культуры

От увлекательного историзма - к мудрому скепсису

Борис Дубин – известный отечественный гуманитарий, переводчик, социолог, старший научный сотрудник Левада-Центра[1]. В 2021 году Дубину исполнилось бы 75 лет. Книга его интервью «Смысловая вертикаль жизни» издана посмертно.

Наш герой работал в русле антропологической социологии Юрия Левады, основателя Левада-Центра*. Мыслитель-энциклопедист нашего времени, Борис Дубин исходит из системной взаимосвязи явлений мира. Ему чужды провинциальная мелочность и штучное деление социального бытия на некие взаимно изолированные ниши. Политика для него не носит самодовлеющего характера, но связывается с историей, антропологией и множеством иных измерений социаль­ного бытия.

Говоря об острых проблемах политики, Дубин занимается не судом над конкретными политиками, вершителями и одновременно заложниками истории, но выявлением общественных диагнозов всего, чем болеет ­страна.

Одна из центральных смысловых фигур книги родственна старому классическому роману Гончарова «Обломов», где русской лени и бездеятельности барина Обломова противопоставляется деловитое движение и суетная прагматика европейца Штольца. Однако увальню Обломову не мешает кое-чему поучиться у своего европейского соседа. Не называя непосредственно персонажей Гончарова, Дубин настаивает на том, что Россия – западная (а не азиатская) страна. С присущим ему остроумием писатель утверждает, что представление об «особом пути» России нередко становится оправданием русской лени и неповоротливости. В самом деле, может ли какая-либо страна прекратить свою жизнедеятельность на основании особости своего пути?..

В западническом русле Дубин толкует затянувшуюся пору правления Брежнева, эпоху так называемого застоя, мыслитель шутливо называет ее золотым веком. К этой более чем спорной идиллии, считает Дубин, приучен и предрасположен отечественный социум. В родственных ему глубоких инерционных процессах автор усматривает и причины фактического провала ельцинских реформ. Ненадолго сделавшись популярными в результате победы Ельцина над ГКЧП, они тем не менее внутренне отторгаются и замораживаются населением, считает Дубин. В результате и Ельцин под давлением большинства вынужден фактически отказаться от курса реформ.

Анализируя кризисные процессы в стране, наш герой остроумно противополагает депрессии и апатии российского социума истинную стабильность, которая зиждется на гармоничном созидании России. Меж тем азиатская инертность, по логике Дубина, подчас прикидывается стабильностью и не без некоторой доли русского лукавства сопровождается незаслуженным пренебрежением ко всему западному. «Железный занавес», запретительная структура в свою очередь порождают однообразие, серость и шагистику, предпосылки появления полицейского государства.

С нулевыми годами Борис Дубин связывает возвращение советской символики, относя к ней и слегка перелицованный советский гимн, и парадную мифологему Сталина как победителя в Великой Отечественной войне. (Меж тем автор показывает, что Победа состоялась во многом вопреки Сталину.)

Увлекательные экскурсы в отечественную историю сопровождаются в этой книге мудрым скепсисом. Так, говоря о судьбах отечественной интеллигенции, Дубин замечает, что в советский период она была ущемлена и подавлена, едва ли не забита. С одной стороны, к ней по меньшей мере настороженно относилось официальное руководство, с другой – она традиционно вызывала недоверие у рабоче-крестьянского блока. В нынешнюю пору, когда, казалось бы, интеллигенции предоставлена свобода слова, ее полномочия снова фактически урезаны. Наше время, пора коммерциализации, показывает Дубин, не располагает к непреходящим ценностям, провозвестницей которых всегда являлась интеллигенция. Отдельно взятые образованные люди есть, а интеллигенции как системного явления нет, свидетельствует Дубин. Потому и в нынешней литературе кухонное чтиво, например детектив, фактически лидирует и вытесняет все то, что ориентировано на классику. Впрочем, замечает Дубин, и она по своему тематическому спектру в прежние времена граничила с детективом. Например, Бальзак, мировой классик, изображал социальную реальность, в которой отчетливо царили светские интриги и спорадически действовали криминальные силы.

Добрая, умная, талантливая книга Бориса Дубина содержит не только множество горьких и целительных истин, не только единый ряд прозрений, напрямую относящихся к России. Она содержит также поле неисчерпаемых вопросов, способных живо увлечь и взыскательного читателя.

Борис Дубин. Смысловая вертикаль жизни. Книга интервью о российской политике и культуре 1990-2000-х. СПб., Изд-во Ивана Лимбаха, 2021. Сост. Татьяна Вайзер. – 688 с.

 

[1] Решением Минюста РФ от 5 сентября 2016 года центр включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента».

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте