search
main
0

Культура коммуникации

Способность отстаивать свою позицию и находить точки взаимодействия

В современном мире значительную роль играет умение людей взаимодействовать друг с другом, от этого зависят эффективность работы, уровень взаимоотношений, атмосфера в любом коллективе. Важно развивать коммуникативную компетенцию как одну из важнейших составляющих эффективного взаимодействия. Такую возможность имеют обучающиеся профильных гуманитарных 10-11‑х классов в рамках проекта «Новый педагогический класс в московской школе».

Образовательные программы в классах гуманитарного профиля педагогической направленности ориентированы на формирование профессиональных компетенций в ходе изучения учениками психологии, социологии, педагогики и социокультурной сферы жизни общества.

Получение образования в таких классах предоставляет возможность учащимся приобрести профессиональный опыт в социальной сфере, развить навыки проектирования, способствует развитию коммуникативных качеств личности, а также формированию педагогических компетенций, необходимых для профессий типа «человек – человек».

Коммуникативная компетенция включает в себя знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, провести дискуссию и др. Это комплексное умение, которое предполагает свободное оперирование информацией в процессе речевого общения, навыки, необходимые для успешного общения и развиваемые в процессе обучения. От уровня развития коммуникативной компетенции зависит эффективность учебной и профессиональной деятельности.

В рамках реализации проекта «Новый педагогический класс в московской школе» в школе №1324 ученики развивают свои коммуникативные навыки в ходе изучения элективных курсов «Риторика», «Психология человека» и «Педагогический практикум».

В процессе обучения используются различные формы организации деятельности: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая. Использование различных видов работы на уроке способствует гармоничному развитию коммуникативных навыков, так как позволяет на практике отработать полученные теоретические знания.

С учениками на практических занятиях проводятся тренинги по эффективной, односторонней и двусторонней коммуникации. Они узнают про методы активного слушания и обратной связи, а также учатся работать в команде.

Учителя ведут дискуссии и диалоги, которые помогают ученикам начать правильно формулировать свои мысли, задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения.

По итогу урока ребятам задается три вопроса:

1. Все ли понравилось?

2. Какие навыки смогли приобрести?

3. Где смогут их применить?

Эти вопросы помогают учителю проанализировать данный на уроке материал и его эффективность, а ученикам – провести собственный анализ личных результатов.

Проведя анализ обратной связи от учеников, можно сказать о том, что они развивают:

– способность использовать полученные знания, технологии и информацию на практике;

– способность формулировать и аргументировать свою позицию, находить точки соприкосновения различных позиций, работать в группе;

– способность управлять своими действиями, достигать цели и брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Полученные навыки ученики «Нового педагогического класса» могут применить на практике не только на уроках, но и в рамках предпрофессиональных конкурсов и мероприятий, например в олимпиаде «Умения XXI века», организатором которой является Московский городской педагогический университет. Этапы олимпиады включают в себя написание эссе, решение педагогической ситуации и работу в команде по разработке педагогических технологий. Жюри олимпиады оценивает коммуникативные навыки учеников, которые они смогли развить на элективных курсах.

Все это способствует формированию коммуникативной компетенции учеников «Нового педагогического класса в московской школе» и дает им возможность осваивать и совершенствовать навыки, которые в дальнейшем пригодятся для успешной самореализации в обществе в целом.

Маргарита КУДИНОВА, социальный педагог, куратор проекта «Новый педагогический класс в московской школе» школы №1324

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте