search
main
0

Культура и образование – педагогика жизни

​В общественном центре Третьяковской галереи состоялся форум педагогов Центрального округа, на котором, по сути, были подведены итоги проекта «Город и школа», цель которого сотрудничество учреждений образования и учреждений культуры.

Место для проведения форума было выбрано совсем не случайно, ведь здесь проходят выставки и пресс-конференции, международные симпозиумы и творческие вечера, гармонично сочетаются искусство, наука и образование. Да и сам Центральный округ – самый настоящий музей под открытым небом, где есть выставочные комплексы, галереи, театры, библиотеки, уникальные архитектурные сооружения, дворцы культуры и концертные залы. Грех не воспользоваться всем этим богатством, и округ пользуется: только в сентябре музеи и театры столицы посетили более 8 тысяч школьников ЦАО, в октябре образовательные учреждения округа стали активными участниками проекта Департамента образования и Департамента культуры «Москва – город как школа». На форуме в Третьяковке были подведены некоторые итоги реализации работы, проделанной под руководством Центрального окружного управления образования во главе с Верой Лопатиной и окружного методического центра во главе с Марианной Лебедевой.Нынешний учебный год открылся для Центрального округа большими событиями: успешно началось внедрение новых образовательных стандартов средней школы, проведен выездной семинар директоров школ, посвященный перспективам создания в округе многопрофильных образовательных комплексов, наконец, учитель русского языка и литературы центра образования №1479 Вита Кириченко стала учителем года России. В преддверии форума в Центральном округе прошла работа на нескольких площадках в рамках общественно-педагогических мероприятий, посвященных Дню учителя. Рассмотренные темы охватывали самые разные направления развития системы образования округа.Открытая трибунаСветлана САБЕЛЬНИКОВА, заместитель директора окружного методического центра ЦАО:- С 1 сентября 2011 года все школы перешли на реализацию нового образовательного стандарта. Самым сложным стало освоение учителями деятельностного подхода в обучении детей. Это и определило тему круглого стола для заместителей руководителя и учителей начальной школы, который прошел 16 октября 2012 года в ЦО №627. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта, предъявляет требования к определенным условиям, в частности к созданию единой образовательной среды. Такой среды, в которой возможно изменить структуру занятия, организовать деятельность всех участников педагогического процесса: и детей, и педагогов, и родителей. Примечательно, что время проведения круглого стола совпало с традиционным Фестивалем педагогического мастерства педагогов, который также посвящен реализации деятельностного подхода. 12 мастер-классов, которые провели наши педагоги, были продолжением фестиваля. Отмечу характерные изменения, которые произошли в школах нашего округа:- основной формой взаимодействия между учителем и учениками становится сотрудничество;- групповые формы организации деятельности детей преобладают над фронтальными;- мелкие, закрытые и односложные вопросы постепенно заменяются формулированием одной учебной задачи, для решения которой учащиеся самостоятельно осуществляют выбор способов действий, выбор средств обучения.Педагогические мастерские, в которых участвуют наши педагоги, подтверждают, что деятельностный подход гарантирует качественное, осмысленное обучение не только для взрослых, но и для учащихся.Елена КУЗНЕЦОВА, руководитель структурного подразделения естественно-математических дисциплин Окружного методического центра:- На окружном круглом столе «Особенности учителя при работе в условиях ФГОС» учителя естественного цикла обсуждали такие актуальные проблемы современного образования:    Что такое федеральный государственный стандарт?    Какие требования выдвигает ФГОС?    Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС?    Что такое информационно-образовательная среда?    Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?Теперь мы знаем, что ФГОС вносит радикальные изменения в образование: меняются его цели, содержание, технологии, что изменились и функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними, на практическом уровне наблюдаются изменения в деятельности учителя, обучающихся, во взаимодействии между педагогами и родителями. В основу ФГОС заложена идея «Стандарт как общественный договор», которая определяет взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, в соответствии с требованиями стандарта родители (законные представители) обучающихся стали полноправными заказчиками и участниками образовательного процесса, а семья и школа становятся полноправными партнерами. С помощью сетевого взаимодействия учителя, дети, родители могут сделать намного больше, чем кажется на первый взгляд, ведь речь идет о приложении совместных усилий людей разного жизненного и профессионального опыта. Изменяется уровень ответственности в работе учителя, теперь это ответственность за предоставление образовательных возможностей каждого ученика, за выбор рабочей программы, учебника, средств обучения, пособий, за результаты обучения, за повышение уровня компетентностей (педагогической – для родителей, методической – для учителей, образовательной – для детей). Нам многое предстоит сделать, и у нас обязательно все получится.Москва сегодня город огромного потенциала, большая школа, где буквально все – от музеев и театров до спортивных комплексов – помогает жителю столицы реализовать свои возможности. Особенностью форума стало то, что на встречу с педагогами организаторы пригласили… педагогов – представителей культуры, которых объединяет одно – все они в жизни помимо своей актерской профессии еще и занимаются преподавательской деятельностью. Первыми гостями были лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской городской детской музыкальной школы имени Гнесиных Николай Агеев и лауреат международных конкурсов, лауреат премии «Золотая лира. Женское лицо года. Творческая элита Москвы», солистка концертного филармонического объединения «Москонцерт» Елена Тарасова. Конечно, и Николай, и Елена порадовали участников форума своим творчеством, но они еще и рассказали, что им нравится преподавать, передавать секреты мастерства молодым ребятам. Не случайно и педагогам образовательных учреждений тоже захотелось рассказать о работе, но уже с молодыми учителями.Одним из направлений работы в октябре в ЦАО стали круглые столы с участием начинающих специалистов системы образования ЦАО. Современные молодые учителя округа – это совершенно новое поколение учителей, высококвалифицированное, креативное, деятельное.Мария СКОВОРОДКИНА, методист Окружного методического центра ЦАО:- Меняющаяся система столичного образования ставит перед всем педагогическим сообществом (и в первую очередь перед начинающими специалистами) новые задачи. В образовательные учреждения должны прийти молодые педагоги, не только хорошо знающие свой предмет, но и способные учить детей учиться, обеспечивать реализацию деятельностной парадигмы системы образования, формировать универсальные учебные действия, создавать условия для развития образовательной среды школы.Для того чтобы начинающие специалисты могли реализовать свой потенциал, в Центральном округе разработан целый комплекс мероприятий, призванных помочь молодому педагогу социально адаптироваться, найти свое место в системе образования округа и столицы, выйти на новый профессиональный уровень, стать конкурентоспособным, что отвечает одной из задач национальной инициативы не только по привлечению в профессию молодых и талантливых людей, но и по повышению качества работы учительского корпуса.В нашем округе регулярно проводят круглые столы, программа которых разрабатывается с учетом запросов и потребностей начинающих специалистов. За сравнительно небольшой период были рассмотрены такие актуальные темы, как «Деятельностный подход в образовании», «Современный интерактивный урок», «Проектная учебно-исследовательская деятельность в школе», «Метапредметность как основа современного урока», «Создание многопрофильных образовательных комплексов», «Роль молодых педагогов в развитии профильного обучения».На октябрьском заседании круглого стола в центре внимания молодых педагогов оказалось повышение качества образования через повышение качества работы каждого начинающего специалиста, были названы условия успешной деятельности молодого педагога, выявлены проблемы и риски, сопровождающие эту деятельность, определены приоритетные направления непрерывного повышения квалификации и намечены основные мероприятия, способствующие компетентностному росту начинающего специалиста. Вопросы повышения качества образования будут вновь рассмотрены на предстоящей ноябрьской интернет-конференции молодых педагогов, которая, мы надеемся, позволит собрать широкую аудиторию.Получая мощный стимул для профессионального развития, начинающие специалисты проявляют заинтересованность в приобретении нового опыта, что, естественно, должно отражаться на уровне заработной платы. Важно, что понятие «возраст» в системе образования постепенно нивелируется: от педагога ждут результата независимо от опыта и стажа работы, а с введением новой системы оплаты наиболее конкурентоспособными оказываются те начинающие специалисты, которые непрерывно занимаются саморазвитием.Итак, безусловно, молодому педагогу необходимо стать лидером современной системы образования: он должен перейти от учебных задач к деятельностной модели; уметь прогнозировать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, отбирать содержание образования, адекватное времени, понимать сущность УУД, владеть технологиями развития критического мышления.Алексей Филиппов, председатель Совета молодых педагогов ЦАО:- Мы приготовили коллегам подарок – «Портфель молодого педагога ЦАО». Разработчиками этого справочного пособия стали Центральное окружное управление образования, Окружной методический центр и Совет молодых педагогов Центрального округа. В «Портфеле» отражена вся актуальная информация, необходимая для начинающих специалистов системы образования: нормативно-правовые аспекты, которые обязан знать каждый педагог, должностные инструкции работников образования, способы повышения квалификации и правила аттестации, материалы по Федеральным государственным образовательным стандартам и сведения о конкурсах, проводимых в Центральном округе, причем не только для педагогов, но и для учеников. Важной составляющей «Портфеля…» стали рекомендации для классных руководителей, воспитателей детских садов и начинающих педагогов-исследователей. Здесь же можно получить подробную информацию об общественной профессиональной организации – Совете молодых педагогов ЦАО, узнать о наставниках и партнерах совета, найти все необходимые контактные данные. Хорошим подспорьем для молодых педагогов станет каталог ссылок на цифровые и электронные образовательные ресурсы. На диске начинающий специалист найдет информацию о тех возможностях, которые дает работа в пространстве дистанционных курсов ЦАО mioo.seminfo. Наконец, молодой педагог сможет воспользоваться помощью терминологического словаря и узнать много другой полезной информации. Активисты СМП ЦАО хотят, чтобы их начинающие коллеги были не сторонними наблюдателями, а полноправными авторами и участниками создания «Портфеля молодого педагога». Мы всегда рады видеть в наших рядах перспективных, целеустремленных молодых людей с активной жизненной позицией! Современная система образования ставит перед молодыми педагогами все новые задачи, мы надеемся, что «Портфель…» поможет в их достижении. Пусть этот путь будет полон успеха, счастья и творческих побед. Мы верим, что начинающие специалисты приумножат традиции московского образования и станут достойными высокого звания «Педагог».После таких слов логичным подарком молодым педагогам и всем тем, у кого молода душа, стало выступление российской королевы блюза, обладательницы уникального голоса Виктории Пьер-Мари. Виктория тоже не просто певица, а еще преподаватель высшей школы, кандидат наук, основатель авторской Школы исполнительских искусств, поэтому она очень точно сказала о главных качествах преподавателя, пожелала успеха в работе всем коллегам. В свое время Виктория, лишившаяся в юном возрасте родителей, попала в интернат, где педагоги смогли разглядеть и оценить ее певческий талант, помочь обрести дело всей жизни. А потом кандидат наук так завела своими песнями, что зал был готов пуститься в пляс.Конечно, очень важна работа педагогов с учащимися. Москва и в самом деле огромная школа, где каждый округ уникальный, не похожий ни на один другой класс, где есть директор и классные руководители, где в пример ставят не отличников, а тех, кто сумел сделать наибольшее движение вперед по лестнице знаний. «Город как школа» – под таким девизом прошла работа одной из секций форума.Лилия КОМИССАРОВА, руководитель структурного подразделения методики воспитания Окружного методического центра:- Перед современной московской школой стоит важная задача – обеспечить условия для учебной и социальной успешности каждого школьника. Расширение пространства социализации через культурную среду города приводит к изменению роли классного руководителя и поиску новых путей построения воспитательной работы с коллективом обучающихся. На прошедшей недавно конференции мы обсудили опыт работы лучших классных руководителей по использованию культурного пространства города. В этом направлении в округе развиваются несколько проектов:    Проектная деятельность с учреждениями культуры – педагоги образовательных учреждений совместно со специалистами музеев имени Маяковского, истории Москвы, Центрального музея Вооруженных сил РФ готовят школьников-экскурсоводов;    Социальное проектирование – проект «Экскурсионный троллейбус», для создания которого учащимся с помощью экскурсовода необходимо было изучить памятники архитектуры, расположенные по пути следования маршрута;    Интерактивные занятия с учащимися на современных выставочных площадках;    Совместная проектная деятельность школьников с библиотеками имени Добролюбова, имени Горького, «Дом Гоголя»:- посещение виртуальных литературных экскурсий по Москве;- участие школьников в работе клуба «Времен связующая нить» на базе библиотеки имени Е.Фурцевой;- реализация программы «Музыка – универсальный язык общения» совместно с библиотекой семейного чтения и при помощи студентов Гнесинского музыкального училища и многое другое.Более 15 тысяч учащихся ЦАО ежегодно посещают музеи и театры по программе бесплатного посещения учреждений культуры. Сейчас перед нами стоит еще более высокая задача – выстроить работу во всех образовательных учреждениях округа по взаимодействию школ и учреждений культуры по реализации совместного проекта Департамента образования и Департамента культуры «Москва – город как школа».Проект предполагает реализацию требований ФГОС через:- посещение музеев, организацию в них практических занятий и уроков;- реализацию индивидуальных исследовательских проектов школьников;- углубление школьной программы по литературе, истории, МХК с помощью посещения, а потом обсуждения театральных постановок;- приглашение ведущих деятелей искусств в ОУ.Такую работу мы ведем уже давно, на протяжении нескольких лет в ОМЦ издавали пособия, сборники методических рекомендаций по посещению музеев и театров. Кроме того, специалисты окружного методцентра подготовили буклет, в котором даны рекомендации по проведению учебных занятий в музеях. Понятно, что этот сборник никогда не будет полным. Мы предлагаем педагогам добавить свою информацию, рассказать о своем успешном опыте освоения культурного пространства столицы.Глеб СТАНИШЕВСКИЙ, активист Молодежного ученического совета ЦАО, ученик Центра образования №1441 «Бронная слобода»:- С 2010 года в Центральном округе Молодежный ученический совет реализует проект «Экскурсионный марафон», разработанный в летнем управленческом лагере для школьников округа. За это время мы узнали много нового и интересного об истории Москвы в годы Великой Отечественной войны, побывали на Патриарших прудах, Тверском бульваре, Пушкинской, Театральной и Таганской площадях.В этом году наша страна празднует 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. Именно этой знаменательной дате был посвящен экскурсионный марафон «Победы России», прошедший 18 апреля 2012 года.Ни для кого не секрет, что архитектура центра нашей столицы – немой свидетель, который может многое поведать о великих событиях прошлого. Разработав маршрут, активисты МУСа и учащиеся школ Центрального округа стали экскурсоводами. Вместе с ребятами мы останавливались рядом с «Вдовьим домом», где 15 сентября 1812 года располагались раненые, привезенные с Бородинского поля, увидели «Пушкинский дуб» – по легенде, единственное уцелевшее после пожара 1812 года дерево на Тверском бульваре, посетили особняк генерал-майора Позднякова, в котором во время войны было дано 11 спектаклей, узнали захватывающую историю Высоко-Петровского монастыря и многое другое. Участниками этого маршрута стали более 150 учеников.Уже сегодня в рамках фестиваля «От сверстника к сверстнику» большинство активистов готовы к проведению экскурсионного марафона для своих образовательных учреждений, а районные ученические советы разрабатывают маршруты для учащихся и жителей своих районов. На наш взгляд, эта инициатива должна быть не только на уровне округа для отдельных школ. Мы предлагаем создать новую традицию – всем школам ЦАО проводить экскурсионный марафон в дни исторического и культурного наследия России – 18 апреля и 18 мая – и проводить его не только школьниками для школьников, а привлекать к этому родителей и жителей нашего округа.Спасибо всем тем, кто поддержал наш проект, экскурсоводов и участников, и пригласить всех педагогов на очередной увлекательный маршрут «Слава Отечеству», который пройдет 22 ноября 2012 года. Давай вместе изучать и хранить историю нашей столицы!В ЦАО выстроена работа с молодыми москвичами. Весной этого года благодаря префектуре Центрального округа молодежной группе ЦАО удалось побывать в Париже: состоялся автопробег Москва – Париж, посвященный 200-летию победы в войне 1812 года. Во Франции, где буквально все пронизано духом истории, посещение выставок вместе с родителями, проведение уроков в музеях вполне естественное явление. Педагогам округа хочется, чтобы и школьники могли похвастаться тем, что они знают Москву музейную, театральную, мемориальную. Разговор об этом участники форума продолжили с заслуженным артистом России, певцом, поэтом, композитором и… педагогом Вячеславом Малежиком, и разговор тот сложился очень интересно. Сначала Вячеслав сказал привычное: «Вам, учителям, платят мало, поэтому стоит ли все свое время отдавать работе?» У самого певца пенсия 4,5 тысячи, и он понимает, как жить на малые деньги. Малежику объяснили, что теперь учитель получает много, почти две тысячи долларов в месяц, и тогда он заметил, что тоже хотел бы работать в школе. Тем более что просвещать детей необходимо. Малежик рассказал анекдотичную историю: когда на одном мероприятии двум девушкам сказали, что он известный певец и композитор Малежик, одна из них воскликнула: «А, автор «Черного квадрата»!» Но участники форума хорошо знали, кто такой Малежик (и кто автор «Черного квадрата»), долго не отпускали его со сцены, поэтому вместо запланированных трех песен он спел по меньшей мере десять.Завершало форум приветствие, адресованное всем педагогам и управленцам ЦАО от Департамента образования, теплые слова сказали заместитель руководителя МДО Игорь Павлов и начальник Центрального окружного управления образования Вера Лопатина, отметившая, что коллектив округа – это особое, умное и творческое педагогическое сообщество. Вера Ивановна и Игорь Сергеевич вручили почетные дипломы победителям профессиональных конкурсов – тем, кто внес большой вклад в воспитание подрастающего поколения через приобщение к культуре и искусству нашей столицы.В Москве каждый из педагогов, родителей, учеников может найти собственное уникальное место, а для того чтобы столица действительно стала городом больших возможностей, необходимо сотрудничество, взаимодействие учреждений образования, культуры, искусства и спорта, общественных организаций и организаций-партнеров. Словом, все то, что и делает команда Центрального округа в рамках проекта «Москва – город как школа».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте