Цель: освоение нового способа лепки птиц – гончарного.
Задачи:- продолжать обучать технологическим приемам работы с глиной, а также закреплять умения и навыки при работе с глиной (формировать овоид, пользоваться стекой и другими подручными материалами, вытягивать, прижимать, расплющивать, использовать налепы, правильно пользоваться водой – вместо шликера);- дать представления о традициях старинного народного праздника «Сороки» (22 марта);- развивать тонкие мышцы кистей рук;- развивать фантазию и творческие способности детей;- развивать диалогическую речь детей;- воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе, помогать друг другу;- вызвать интерес к изобразительному творчеству, к народному искусству.Предшествующая работа:- наблюдения, рассматривание природных объектов;- экскурсии, прогулки;- чтение художественной литературы;- разучивание стихов и исполнение песен;- игры с народными куклами.МатериалыДля педагога: технологические карты для лепки, музыкальный центр, записи со звуками природы, логоритмика (диск), картины для показа, таз с водой; таз с глиной.Для детей: подложки на стол, подложки в виде гнезда, розетки с водой, комочек глины, стека, палочка – карандаш с лапками, песочное печенье в форме птичек (для угощения), русские рушники, влажные салфетки.Ход занятияДети входят, встают полукругом на ковре.Воспитатель. Ребята, сегодня у нас занятие необычное – на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся и пожелаем им приятного просмотра.Дети здороваются.Воспитатель. А сейчас давайте вспомним, что мы изображали, рисовали, лепили, вырезали на прошлых занятиях? (Солнышко.) Правильно. Какие теплые, как солнышко, весенние праздники вы знаете? (8 Марта, Масленица.) Молодцы, а теперь давайте сделаем зарядку для пальчиков и, конечно, поднимем себе настроение.Гимнастика для пальцев и глаз (можно с музыкальным сопровождением):Солнце ясное встает (медленно поднять руки),С ребятами дружить идет (сжимать и разжимать кулачки),В прятки весело играет (прятать лицо ладошками)И за тучку забегает.Дождик маленький пойдет (пальчиком о ладошку),После солнце вновь гулять пойдет (похлопать над головой).За день солнце устает (опустить руки)И тихонько спать идет… (руки сложить вместе под щекой, глаза закрыть).Дети садятся на стулья.Воспитатель. Очень хорошо, мы с вами обрадовались солнышку, а кто еще любит его?Раздаются звуки – чириканье. Дети догадываются, что речь идет о птицах. Воспитатель показывает «солнечных» птичек.Воспитатель. Вот какие птички появились, я называю их «солнечными», а как вы думаете, почему? (Из-за узоров.) Почему сегодня появились птички? Кто подскажет, какое сегодня число? (22 марта.) Правильно, сегодня 22 марта, и по старинному русскому календарю в этот день русский народ отмечал «Сороки». По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются в родные края сорок разных пташек», и наступает весна. Весну не просто ждали, ее зазывали, закликали песнями-веснянками и встречали хлебом, как самую дорогую гостью. Самое непосредственное участие в празднике принимали дети. А как закликали весну? Накануне пекли булочки – «кулики», «жаворонки», «птушки». Кто такие кулики? (Маленькие птички.) Поэтому в некоторых областях он еще назывался «Кулики-сороки». Выпечные фигурки птичек давали на забаву детям. Целый день ребятишки играли со своими «куликами», «жаворонками», пели веснянки, а затем, наигравшись, съедали булочки, печенье (считалось, что это должно благотворно сказаться на природе и принести пользу детскому здоровью). Ребята, а как же мы будем закликать весну, наши-то птички где? Как решим проблему? (Дети предлагают сделать птичек самим.) Из чего можно сделать? (Из теста.) Да, тогда их можно будет съесть, а из чего еще? (Из ткани, из пластилина, подручных материалов, из глины.) Я приглашаю вас пройти в гончарную мастерскую. (Садимся за общий стол.)Птичек можно лепить по-разному, мы с вами лепили из глины – вытягивали все части – это был скульптурный способ, лепили из частей (голова, туловище, хвостик) – составляли конструктор, есть еще кондитерский способ, а сегодня будем лепить гончарным способом. Гончар – мастер, работающий с глиной. Начнем.Сорока начинала вить гнездо и собирала сорок палочек, веточек (показ руками, на карте). Давайте споем песенку и покажем руками.Логоритмика «В гнездышке».Объяснение задачи, инструкция.Воспитатель. Сначала внимательно смотрим:Большой комочек мы берем,Тщательно его в руках помнем,И только доброе все вспоминаем,Ведь глина все, все запоминает.А дальше, как птичка, сделаем яйцо.(Демонстрируется технологическая карта – яйцо.)Руками сформируем, его отложим мы в гнездо.Внутри яйца птенец,Увидеть солнышко он хочет, наконец,Скорлупку надо бы разбить,Стекой на две части поделить,Но не торопитесь,Мы делаем надрез до середины,Сидеть в яйце нет никакой причины.(Карта – деление на две части.)Птенец уж хочет всем сказать привет,Руками тянем шейку и головку,Все делаем с большой любовью ловко.(Карта – вытягивание шеи и головы.)Клювик мы слегка прижмем,Клювик остренький, и это не крючок.(Карта – клювик.)Прячься, толстый червячок!Зубочисткой клювик приоткрыли,С птичкой песню разучили,Глазки быстро нарисовали,Небо, солнце показали.(Карта – приоткрыли клювик, глазки.)Пора совсем из скорлупки выходить,Сначала хвостик распустить,Его руками по кругу прижимаем,В шикарный хвостик превращаем.(Карта – хвост.)Палочку прижмем,Все перья соберем, но не царапаем,а только прижимаем!Второй кусочек мы берем,Разделим пополам,Катаем, в крылья превращаем.На что похожа форма птичьего крыла? (На лист.)(Карта – крылья.)Да, ребята, на лист, а уж слышу птичий свист.А чтобы птичка солнечной была,Что на крыльях нарисуем? (Солярные, солнечные знаки)Рисуем палочками, колпачками,Все красиво украшаем.(Карта – солярные знаки.)Идет творческий процесс. Воспитатель оказывает детям помощь во время работы.Руки влажными салфетками протираем,Теперь мы палочку берем (раздать детям палочки),На ней уж есть для нашей птички лапки,На палочку аккуратно птенчика сажаем,Середина туловища, не ломаем.Подведение итогов. Дети выходят на ковер вместе с птичками.Пора и нам весну встречатьИ в гости скорее приглашать,Давайте птичек поднимать,Закличку-веснянкуВсе вместе дружно пропевать!Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам,Тепло летечко принесите нам!Зима надоела, весь хлеб поела!Дети вместе с воспитателем повторяют веснянку сначала без музыки, а затем под музыку.Воспитатель. Ребята, чему вы сегодня научились? (Лепить птичек.) Из какого материала лепили? (Из глины.) Кто запомнил, как называется такой способ лепки? Он называется гончарным, а кто такие гончары? (Мастера, которые работают с глиной.) Трудно было лепить? Что помогло справиться? (Справились, потому что помогали друг другу.) Что было сложным, а что легким? Почему именно птичек лепили? (Чтобы быстрее прилетали.) Как называется праздник? (Сороки.) Для чего пели закличку? (Зазывали весну.) На кого возлагалась самая ответственная роль при закликании весны? Все у вас получилось? Что мы можем рассказать родителям, друзьям?Вы, ребята, молодцы,Без вас в природе не случилось бы весны,Вы совершили волшебство и превращение.Как думаете, заслужили угощение?Воспитатель выносит блюдо с печеньем и угощает всех детей.
Комментарии