«Эти куклы – настоящие произведения искусства. Их должно видеть как можно большее число людей», – написала королева Дании Маргретта II известной российской художнице Олине Вентцель. Выставка ее работ под интригующим названием «Правители мира. Тайны веков» из коллекции музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой» сейчас проходит в Московском государственном музее Льва Толстого на Пятницкой, 12.
Музей Толстого стал для музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой» совсем не случайным партнером. История семьи Толстых тесно связана с куклами. Не только с теми, в которые играли дети писателя, но и с теми «куколками-скелетцами», которые Софья Андреевна дарила на Рождество (жена Толстого даже написала книгу детских рассказов с одноименным названием). Она закупала изготовленные тульскими народными мастерами деревянные «скелетцы» и при помощи младших членов семьи наряжала их для последующей раздачи на елке, организованной для крестьянских детей в их доме.
Прикоснуться к культуре дореволюционной игрушки на выставке «Правители мира. Тайны веков» позволяют раритеты из музея Театра кукол Образцова – в частности, старинный театр-ширма с Гиньолем и прочими традиционными европейскими балаганными персонажами. Аналогичный был у детей последнего русского царя – поэтому закономерно увидеть рядом большое кукольное семейство Николая II в исполнении Олины Вентцель.
Ее творения хрупки, изысканны и полны тайны, заставляющей размышлять о том, что куклы – это отстраненный взгляд человека на самого себя как на марионетку в руках Бога или, если угодно, актера в театре абсурда. Лев Толстой описал удивительную историю, ставшую для него метафорой собственного творчества, – однажды на деревенской ярмарке он увидел мужика, вырезавшего из куска дерева куклу и пояснившего: «Она там, внутри. Я с нее только снимаю».
Каждый творец понимает «снятие покровов с натуры» по-своему. Знатока истории куклы Олины Вентцель поначалу могут обескуражить, ведь они далеки от портретно-фотографического сходства с персонажем (в некоторых случаях за отсутствием достоверных изображений и вовсе невозможного). В отличие от мертвенных, словно в анатомическом театре, восковых фигур ее Генрих VIII или Цезарь напоминают скорее дружеские поэтизированные шаржи этих действующих лиц всемирного исторического театра. Куклы Вентцель полны сочувствия к человеческим слабостям и личным драмам сильных мира сего и, конечно, подчеркивают их достоинства. Как сказал на открытии выставки директор Государственного музея Льва Толстого Виталий Ремизов: «Исторические деятели здесь кажутся такими, какими они могли бы быть». Словом, автор позволяет нам увидеть не столько физическую, сколько эфирную, идеальную сущность своих героев.
Поэтому Наполеон в интерпретации Вентцель предстает величавым юношей с горящим взором, в своем воображении уже ставшим властелином Вселенной, Чингисхан заставляет всматриваться в радужки непередаваемого цвета, которые являются ключом к силе и скрытому коварству в этом бесстрастном лице, а в сжатых губах и устремленном внутрь взгляде Анны Болейн можно прочесть и ее недюжинное честолюбие, и трагический конец. И юным, и взрослым зрителям предстоит подумать над загадкой, скрытой в каждой человеческой судьбе (просто правители – люди, которые представляют для нас свою эпоху), и отказаться выносить однозначный приговор – «злодей» или «ангел». Помочь в этом призваны насыщенные интересными подробностями исторические справки о персонажах, размещенные рядом с ними.
В начале марта состоялась уже традиционная для музея кукол благотворительная акция – на сей раз выставку посетили воспитанники московского детдома №23, которых ждали персональные подарки, увлекательная экскурсия и викторина с призами. Аналогичную акцию галерея планирует провести еще и в конце месяца. Кроме того, часть средств, которые заработают «Правители мира», будет передана в благотворительный фонд «Будем жить» имени Максима Басюка – на лечение детей с раковыми заболеваниями.
Комментарии