Ольга Волосова, руководитель студии “Русские узоры” Сургутского Дома народного творчества, и Ирина Дьяченко, его директор, что называется, сидели на чемоданах. Обе торопились в
Санкт-Петербург на финал Третьего Всероссийского конкурса “Сердце отдаю детям”. (Волосова – победитель окружного конкурса “Учитель года” в номинации “Педагог дополнительного образования”).
Последние приготовления, сборы, волнения. Тем более что “ее” номинация – “Искусство” – самая многочисленная. Понятно, не до досужих разговоров. И тем не менее стоило заговорить о детях, о совместном творчестве и увлечениях – все бумажные дела забыты.
Дело на безделье не меняют?
– Мы как Плюшкины, – засмеялась Ольга Викторовна, – нужное и ненужное к рукам прибираем. Есть у нас кладовочка особая – буквально завалена коробочками, мешочками, пакетами… Когда рождается образ игрушки или какой-нибудь поделки, ребята непременно туда заглядывают. Выбирают что-то подходящее. А это “что-то” в свою очередь может натолкнуть на новую идею, разбудить воображение. Ну а я, как правило, знаю, что мне потребуется.
Это точно. Например, распустила собственную меховую шапку. Каракуль “пошел” на бурки для композиции “Поющие грузины”. Увидела я этих “поющих” и вместо готовой уже сорваться реплики, мол, дело на безделье не меняют, только и сказала: “Красиво”.
Все в студии Ольги Викторовны определяется этим словом. Жаль, что многие детские работы хранятся в домашних “запасниках”, стеллажей для них уже не хватает.
Студия у Волосовой разновозрастная: ее авторская программа рассчитана на девяти-четырнадцатилетних. Впрочем, есть и первоклассники. “Закрыв глаза” смотрит на возраст или местожительство новичков – “чужих” детей для нее нет. Любой ребенок – “чудо”, “талант”.
“Студия, – переспрашиваю Ольгу Викторовну, – а почему не кружок? Не моды ли ради такое переименование?”. “Необходимость, – возражает она. – Просто тесны стали старые рамки. И мы пошли дальше. Начали работать сообща”.
Перво-наперво коллектив разработал концепцию развития Дома. Свою программу – декоративно-кукольный курс – Волосова называет лишь зернышком в единой программе “Русь изначальная”. Из таких ярких “зернышек” складывается мозаика.
Сегодня 15 студий Дома народного творчества работают в трех направлениях: художественном, декоративно-прикладном и фольклорно-этнографическом. Причем развиваются они не сами по себе: педагоги собираются и “сверяются” с “генеральной линией”. Чтобы проводить интегрированные занятия. Кроме того, все студии – “открытые”. Приветствуется и так называемое переключение интереса детей, и участие в нескольких студиях одновременно.
Не верится, самых сильных своих воспитанников педагоги передают коллегам, так сказать, из рук в руки. Никакой профессиональной ревности, традиционного школьного “мой предмет самый главный”. И никто не удивляется, когда на педсовете преподаватель вязания (студия “Русский быт”) заявляет: “Маша ходила на мои занятия два года, технику освоила, а теперь мы с ней хотим, чтобы она у вас, Ольга Викторовна, научилась профессионально составлять узоры”.
Или наоборот. “Одна девочка, Оля ее зовут, – рассказывает Ольга Викторовна, – прошла мой курс и решила еще и вязать научиться. Видите, на этой кукле, “Цыган”, вязаная шапочка, ее работа.
Глеб занимается у меня и в студии резьбы по дереву.
Максим перепробовал себя везде. Его замечательного “Богатыря” я, кстати, везу на конкурс. И очень горжусь творчеством моих учеников. Театральная студия, где Максим сыграл главные мужские роли, ездила на Всероссийский конкурс “На рубеже веков” в Тобольск, там ребята наши стали лауреатами.
Лена выставлялась в городе с персональной выставкой. Она создала пятнадцать кукол, представителей республик бывшего Советского Союза, разумеется, все – в национальных костюмах”.
Бесполезно спрашивать у Ольги Викторовны фамилии ее Глебов, Максимов и др. Она их попросту не назовет. С детьми общается только по имени. Зато знает всех, кто приходит в Дом.
Еще одна “изюминка” программы – совместные праздники, когда все студийцы работают бок о бок. Как, например, встречают Пасху. Воспитанники Волосовой, познакомившиеся с символикой цвета, знаков, расписывают пасхальные яйца, юные артисты готовят театральное представление, певцы, фольклористы – музыкальное сопровождение…
– Вот поэтому, – считает О. Волосова, – нам всем в первую очередь нужна была единая программа действий. Во всяком случае я почувствовала, что поднялась на новую ступень развития.
Идеал, конечная цель – воспитать ребенка-творца.
Бутылки в студию!
– Прихожу в винный отдел. Стою у прилавка и смотрю на них, смотрю так, что уйти уже неудобно, вернее, невозможно. Потому что тянет. Тянет, и все.
Квартира Ольги Викторовны заставлена… бутылками.
– Вам, наверное, все приносят?
– Многие дарят. А если где-то выступаю, обязательно для меня в укромном уголке оставлена бутылка. Пустая.
Да, с Ольгой Викторовной не соскучишься. Для чего ей эта стеклотара, да еще в таком безумном количестве? Об этом чуть позже. Скажу лишь, что и Якубовичу ответа нужного не угадать. Потому как за фантазией Волосовой не угнаться. Не случайно она стала победителем городского конкурса “Учитель года” в номинации “Фантазия”.
Также “фантазирует” она и свою жизнь.
Родилась в Петропавловске Северо-Казахстанской области, там закончила школу, педучилище. Десять лет преподавала в начальных классах. Потом неожиданно занялась живописью. Хотя почему “неожиданно” – сколько себя помнит, держала кисть в руках. Закончила художественно-графический факультет пединститута. Начала работать учителем изо и почувствовала, что в школе ей не хватает воздуха. Сдерживают рамки обязательной госпрограммы. А она старалась уйти от шаблона, внести во всякое дело частичку себя. Одним словом, до такой степени “расширилась”, что перестала “влезать в размер”.
– Как-то так случилось, что рядышком с моей бывшей школой, уже здесь, в Сургуте, и наш Дом народного творчества. Я мимо него не раз проходила и, по закону жанра, однажды зашла. А дальше, как в кино: наткнулась на Ирину Дмитриевну, которую знаю давно, еще по 16-й школе, где вместе работали. Это было здорово.
Когда посмотрела, чем в этом Доме занимаются, захотелось там остаться. Ирина Дмитриевна меня с удовольствием взяла. С тех пор живем душа в душу.
Ирина Дмитриевна поднимает голову от бумаг. “Всего два года назад пришла к нам Оля и уже стала звездой первой величины. И я еще раз убедилась в том, что педагогу дополнительного образования легче проявить себя как личность”.
О том, что Дьяченко берет к себе только таких заводных, нестандартных, я уже наслышана. Спрашиваю, зачем ей эта головная боль – звезды, как известно, хорошо уживаются лишь на небосклоне. Улыбается: “Не менее широко известно, что талантливые педагоги воспитывают талантливых учеников. И потом, люди у нас не на сцену идут, к детям. И тут совсем не о личных амбициях забота. Вот Оля такая придумщица. Все время предлагает ребятам что-нибудь новенькое, необычное, ни на что не похожее”.
– Да просто ищу доступный, точнее, бесплатный материал, чтобы любой ребенок мог почувствовать себя созидателем. – Как будто оправдывается Ольга Викторовна. – Так я “вышла” на сосуды, а точнее, на стеклянные бутылки, которых сегодня пруд пруди на улице.
Делали из них вазы. Расписывали хохломскими, гжельскими узорами. Но что-то не устраивало во всем этом производстве Ольгу Викторовну.
Однажды сидела, смотрела на такую вазу… И вдруг вырисовывается… образ человека. И не просто абстрактного – солдата. Бравого, с усами.
– Я тут же, мгновенно, расписала эту бутылку, – и смеется: – Она мне настроение подняла.
Но он был одинокий такой солдатик, и я решила сделать для него пару. Поставила рядышком девицу, показалось, что они не совсем друг другу подходят. Ну сложно им вместе быть, формы не позволяют. Сделала еще одну барышню. Тут у них с солдатом полная идиллия. Хотя получился любовный треугольник…
Когда показала этих кукол в студии (а я детям все свои работы показываю), куклы очень понравились. Так родилось у нас новое увлечение.
Верно говорят: голь на выдумки хитра (эта поговорка сегодня как никогда актуальна для нашей системы образования).
Из бросового материала “слеплены” эти уникальные куклы, аналогов которым нет в мире. А всего-то секрет: бутылки загрунтовывают и расписывают масляными красками. Правда, первые работы Ольга Викторовна выполняла с помощью гуаши. Но выходили они очень хрупкими, не дай Бог задеть чем-нибудь острым, краска выкрошится, а восстановить цвет сложно. И, конечно, требуются всевозможные добавления (вспомнить хотя бы знаменитую “раскуроченную” шапку).
Рыжуха
Вообще куклы у Ольги Викторовны рождаются по-разному. Любимая Рыжуха – всего за ночь. Создатель настолько увлеклась, что спать не легла, пока ее не сотворила.
– Человека любят “ни за что”, а куклу?
– Она такая наивная, добрая, умная. Она может все простить. Смотрит на мир глазами всех наших детей. А самая лучшая часть человечества – это дети. Если они тебя полюбят, будут любить до конца.
Стоящая рядом невеста совсем другая. Но вот только чем таким особенным привлекла она Ольгу Викторовну?
Собеседница надолго задумалась:
– Когда я начала кукол создавать, стала на людей больше внимания обращать. Есть люди, глядя на которых хочется передать их внутренний мир, какую-то только им присущую особенность. Эта невеста действительно непростая, немножко натянутая. Я знала такую девушку. А та, что посередине, и не поняла, что замуж выходит.
Многие удивляются, зачем ей все это. Какие-то бутылки, кусочки меха, тряпочки, фантики и прочий “хлам”. Она удивляется в свою очередь:
– Я стараюсь стереть шаблоны. Обидно ведь, красота проходит мимо, оттого что в нас сидят всевозможные стереотипы. Вот смотрим на ту же бутылку, и никаких мыслей “по поводу”. А если забыть, что это “стеклотара”? Обратить внимание на необычную форму, на цвет стекла. Вот тогда совершенно другое зрение открывается, и ты видишь, мир прекрасен.
– И как вы эту перемену внутреннего состояния определяете?
– Да очень просто. И взрослые, и дети несут в студию бутылки. И смеются: “Мы теперь не можем мимо них просто так пройти”. А значит, видят мир немножко по-другому.
Не ошибусь, если скажу, что О. Волосову и ее работы знают 90 процентов жителей города. Многие, побывав на ее выставке, приходят снова, уже с просьбой. “У моей подруги свадьба, хочется сделать ей подарок”. А здесь традиция такая: ставить на стол перед молодоженами две бутылки шампанского. Так вот Ольга Викторовна и ее студийцы создают из них фигурки жениха и невесты. Такие куклы останутся у мужа с женой на всю жизнь.
Вообще на занятиях общение идет на равных. Она иной раз не стесняется попросить у детей совета и, бывает, принимает его с благодарностью. Любое мнение выслушивает, особенно мнение детей, по природе очень чутких. Так, прислушивается к восьмилетнему сыну, который совсем не рисует. “Но у него хорошее воображение, есть вкус и какое-то внутреннее чутье”.
– И вы с ним соглашаетесь?
– Ну а как? Я ведь не только для себя работаю. Если что-то не нравится моему сыну, значит, и другому может не понравиться. Начинаю думать почему”.
Впечатляют в студии и целые рельефные картины из глины. (Это один из многих разделов курса). Они отражают повседневную жизнь воспитанников. Технология производства несложная, но достаточно трудоемкая. На куске картона делают эскиз. Выкладывают объемные фигурки или предметы, приклеивают к картону, раскрашивают. Пробовали покрывать лаком, но картина сразу теряет живость, пленка загораживает их от мира. Ольга Викторовна мечтает приобрести печь для обжига. Тогда можно будет изготавливать глиняные игрушки, продавать на ярмарках, выручать деньги для студии.
Еще одно увлечение Волосовой – графика. Я видела ее картины, на них все больше изображены животные. Северный олень, сова, петушок – забавные, немножечко смешные. Почему работает по графике? Живопись конкретна, считает она. Смотрят все на какой-нибудь натюрморт: “Ага, небо голубое, травка зеленая…” А черно-белую графику каждый видит по-своему. Я уверена, что и студийцы переймут увлечение своей наставницы. Ведь она твердо убеждена, что школу посещают, а занятия и праздники в Доме народного творчества проживают.
…Еще одну детскую мечту осуществила. Ей всегда нравилась мультипликация, хотелось самой сделать мультик. Опять куклы выручили. Разглядывала как-то одну “семью” – некоторые куклы у нее уже семьями обзавелись – и “прочла” сюжет.
Ну известно, “жил да был” Иванушка, жил он не один, а с матушкой. И говорит он ей как-то раз: “Недоело мне на печи лежать, пойду-ка я счастья искать”. И пошел Иванушка через разные страны и удивлялся нарядам необычным, и песням непривычным, и напиткам заморским. И, конечно, не соблазнился наш герой на уговоры остаться в прекрасных странах с чистым воздухом и вкусными винами. Вернулся домой на радость матушке да нашел счастье свое в соседской Дуняшке…
Можно сказать, видеосказка также получилась коллективной. По ходу рассказа и просмотра ребята, как заправские критики, комментировали, корректировали, поправляли…
Любовный треугольник
– Кажется, вы относитесь к куклам как к людям. Даже имя у каждой свое.
– Сосуд не может быть пустым, когда я работаю над куклой, я ее люблю, разговариваю с ней. А она любит меня. Однозначно говорю: они живые. Только не разговаривают. Это может показаться странным, но это так. Однажды сидела вечером в комнате, расставила их на столе – тогда кукол у меня еще немного было, не то что сейчас, больше сотни…
– И что же, все хранятся дома? – забыв о вежливости, перебиваю собеседницу.
– Живут, – поправляет та. – Они живут повсюду.
– А семья где живет?
– А в остальных местах, – просто отвечает Ольга Викторовна.
– Ропота нет?
– У меня замечательный муж, который меня во всем поддерживает. Он говорит: “Если тебе это нравится, я счастлив”.
…Ну так вот, сижу я однажды вечером в комнате. Полумрак. На столе мои куклы. И вдруг остро чувствую, что я не одна. Что они все живые. И все на меня смотрят. Глаза в глаза. И мы понимаем друг друга. Вот что вы можете на это сказать?
– Мистика какая-то. А вы скажите, могли бы расстаться со своими куклами?
– Мне много раз предлагали их продать. Не могу себе этого представить. Как-то сделала одну вещь на заказ. Хороший человек, просил очень. Но работалось почему-то на редкость трудно. Наверное, когда-нибудь, когда дома уже пройти негде будет, я их подарю. Может быть, какому-нибудь музею. Но у меня душа должна быть спокойна, что за ними ухаживают, пыль стирают.
– Ой, да сколько же вы времени тратите на уборку!
– Ну успеваю как-то… Я вообще и живу быстро, и говорю. Проблема, “съедаю” слова, лечу куда-то вечно… Хотя человек очень домашний. Но дома я – дома и в Доме – тоже дома. Такое счастье выпало – мало кто может так о своей работе, не лукавя, сказать. А вы в нашей избе не были? Мы туда дышать ходим.
И я слышу рассказ о фантастической избе, комнате, обшитой деревом, настоящими сосновыми бревнами. С печкой, с огромным деревенским столом и лавками, с полами, выстилаемыми по праздникам домоткаными дорожками…
В избе настоящий музей старины. Ребята, родители, совсем посторонние люди, побывавшие в Доме народного творчества, обязательно делятся семейными реликвиями. Здесь можно увидеть прялки и ткацкий станок, сундуки, рушники и плетеные корзинки и даже хозяйственный фартук, которому “стукнуло” сто пятьдесят лет.
– Только наша изба – не музей, – замечает Ольга Викторовна. – В ней и студии работают, и народные праздники проходят. Для народа. Приглашаем на них родителей, ветеранов, одиноких стариков. Ребятишек из соседних детских садов. И мы, и они не зрители, а участники веселого действа. Поем, водим хороводы…
…Любимая Рыжуха уже упакована, и я могу видеть ее живые глаза ребенка только на снимке. Ольга Викторовна с беспокойством перехватывает мой взгляд:
– Я очень страдаю, когда с ними что-то случается. А у меня одна кукла нечаянно выпала из корзинки. Кстати, та самая, из любовного треугольника. Та, которая не вписывалась. Мне показалось тогда, что она, падая, кричит. Представляете, она все-таки не выдержала этой ложной ситуации.
Ну и что вы на это скажете?
Елена КОМАРОВА
Сургут,
Ханты-Мансийский автономный округ
Комментарии