В Московском театре кукол состоялось совсем не кукольное представление. Белое платье Царевны Лебедь, кепочка Оливера Твиста, восточный костюм с золотым плащом и чалмой – в эти наряды одеты вовсе не марионетки и даже не артисты, а самые настоящие шестиклассники – участники городского тура конкурса «Живая классика». Так же, как в руках кукловодов оживают марионетки, сегодня оживут на этой сцене старые добрые книги – в словах, глазах и жестах юных чтецов.
Юные чтецы, ожидая своего выхода на сцену, очень волнуются. Они настоящие артисты, сумевшие по-настоящему почувствовать себя на месте героев любимых книг и продемонстрировать это на сцене. Выступать первым жребий выпал Олегу Тихонову. Мальчик одет просто, на сцене стоит, опустив руки по швам, но как звучит его голос! Ничего, кроме голоса, ему не нужно, чтобы заставить всех взрослых людей в зале почувствовать себя виноватыми. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется…» – сокрушается старый Акимыч, герой повести Носова «Кукла», видя, как безразлично люди проходят мимо куклы, брошенной в кювет. «Кукла… Ведь облик че-ло-ве-чес-кий!» – произносит по слогам мальчик. «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..» – и с недетской горечью смотрит на зал, где сидят родители и учителя. Действительно, чему?Полный укоризны грустный голос мальчика сменяется бойким и звонким говорком Наташи Михальо, которая читает чеховскую «Размазню».«Ах, это наш, это наш…» – вдруг оживляется женщина, сидящая по соседству со мной. На сцену тем временем выходит мальчик с густой белой бородой, в золотой чалме и восточных туфлях с загнутыми носами. Это Дмитрий Савелов, его выбор – отрывок из «Старика Хоттабыча». «Такая прелесть, умница… Стихи пишет, фантастические рассказы!» – делится со мной его, как оказалось, учительница.Выступления Анны Анфиногентовой я жду давно: еще до начала конкурса в руках у ее одноклассников пестрели плакаты со словами поддержки, а при выходе на сцену ее встретили не только аплодисментами, но также радостными возгласами. Невысокая девочка в береточке начала читать «Бабушкин подарок» Зощенко, и сразу стало понятно, почему ее так поддерживают: у такой милой, живой и улыбчивой девочки обязательно должно быть много верных друзей.Еще у одной конкурсантки большая группа поддержки. Настя Ермолина, девочка в инвалидной коляске, читала Тургенева, рассказывала о беззащитном воробье, да так, что на глаза слушателей наворачивались слезы.А потом, после девочки-лебедя и девочки-снегурочки, на сцену выходит одетая во все черное Евгения Раскина и объявляет: «Марцинкявичюс, «Кровь и пепел». Резко контрастируя со звонкими и высокими голосами сверстниц, ее голос звучит низко, в нем сила, твердость и какое-то глухое напряжение. Руки сжаты в кулаки, брови нахмурены, как будто видит перед собой фашистов, истязателей, которым бросает обвинение. Она замолкает, кланяется – и нет сожженной врагами деревни, мы снова в зале, и все хорошо…Какие разные книги. «Война и мир» и «Алиса в стране чудес», «Старик Хоттабыч» и «Оливер Твист», антифашистская поэма Марцинкявичюса и рассказ Раскина про то, как папа был маленьким и прятался под кроватью от уроков фортепиано. Все они хороши, все интересны. В этом и смысл конкурса – дать каждому ребенку выбрать именно ту книгу, которая ему близка, которую он чувствует и понимает, донести это понимание до других. Это конкурс не только для детей, которые стоят на сцене, но еще и для тех, кто сидит в зале и слушает их и, может быть, захочет прочитать именно ту книгу, которую представляют на сцене.
Комментарии