search
main
0

Кукла ест, умывается, одевается

Навыки самообслуживания

Ранний возраст – это период наиболее быстрого и интенсивного развития ребенка. В возрасте от рождения до трех лет стремительно развиваются все системы восприятия (зрительные, слуховые, тактильные), формируются разнообразные умения и навыки малыша. В развитии ребенка все взаимо­связано. Многолетние наб­людения подтверждают, что одни умения, формируясь, являются ступенькой для появления других.

Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, все чаще сталкиваются с проблемами отклонений в моторном, психическом и речевом развитии. В современном мире родители с гордостью рассказывают знакомым о том, насколько быстро их маленькое чудо освоило телефон или планшет, забывая про развитие навыков самообслуживания, часто не учитывая, что для многих из них гораздо важнее научиться самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться и общаться со своими близкими и окружающими их людьми. Важно правильно организовать процесс воспитания, осуществлять его комплексно и контролировать, насколько в правильном и гармоничном темпе развивается ребенок.

В процессе воспитания обязательно нужно проводить анализ и сравнение умений малыша с возрастными показателями физического и психического развития. С раннего возраста начинает формироваться такая черта характера, как упорство в стремлении добиться успеха. И происходит это с освоения навыков самообслуживания. В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов и родителей на особую значимость развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой восприимчивости детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст уникален в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач, а правильная речь является залогом полноценного развития ребенка, его социальной адаптации.

«Термин «развитие» не делает лишних различий между вегетативным, чувствительно-двигательным и психическим развитием, он ведет к научному и практическому согласованию всех данных критериев развития. Идеально полный диагноз развития охватывает все явления психического и социального порядка в связи с анатомическими и физиологическими симптомами развития» (Л.С.Выготский).

Своевременное формирование навыков самообслуживания и работа на преодоление задержки развития навыков способствуют развитию речи у детей раннего возраста. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления социальных контактов, а это в свою очередь способствует расширению представлений ребенка об окружающей жизни.

Обучение навыкам самообслуживания помогает эффективно решать задачи расширения представлений и знаний об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Самообслуживание включает в себя освоение навыков приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела и опрятности. Основными принципами, определяющими развивающее воздействие на детей раннего возраста с задержкой речевого развития, являются:

– совместная стимуляция развития моторной и речевой функций;

– взаимодействие с родителями, для закрепления развивающего воздействия.

Основным направлением коррекционно-педагогической работы по стимуляции речевого развития с детьми раннего возраста является стимуляция речевой активности в процессе формирования навыков самообслуживания.

Для достижения результатов в освоении навыков самообслуживания важную роль играет пошаговый принцип обучения, состоящий из трех шагов:

1‑й шаг – покажи мне. На этом этапе хорошей помощью педагогу могут быть игры с куклой «Кукла одевается, раздевается», «Кукла кушает».

2‑й шаг – помоги мне. На этом этапе нужно выполнять задание вместе с ребенком. Здесь действует метод «наложения» рук. Возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия. После двух или трех таких активных манипуляций с его руками начните постепенно уменьшать физическую помощь.

3‑й шаг – словесная инструкция. Очень важно, чтобы у ребенка сложились алгоритм действий, четкое понимание последовательности действий.

Для стимулирования развития речи во время формирования навыков важно использовать потешки, стишки.

Елена КАВЕРЗНЕВА, учитель-логопед школы №853

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте