В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы. Грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности. И при обучении языку эти аспекты органично связаны. Важно отдать должное их специфике, выявить и использовать особый вклад в целостную коммуникативно-ориентированную систему обучения. Роль лексики для овладения иностранным языком не менее значительна, чем грамматики, ведь именно лексикой передается непосредственный предмет мысли. Поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая тем самым отразить действительность, не только реальную, но и воображаемую. Эта идея выражена
Н.И. Жинкиным: “Слова – это имена вещей, явлений, событий, всего того, что есть и может быть в действительности… Если имя непонятно для слушающего, оно пусто – такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она ни относилась, может стать заметной, если имеет имя”1.
Если не знаешь имени вещи, то не можешь ничего сказать о ней. Особенно наглядно эта зависимость проявляется при овладении иностранным языком.
Какие же задачи ставятся перед овладением лексикой в связи с развиваемыми у детей репродуктивными видами речевой деятельности? Их можно свести к следующим:
– найти слово в памяти, из чего следует, что оно должно быть сначала заложено в память;
– произнести его, что предполагает владение его фонетической формой;
– включить в сочетание слов на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой;
– включить словосочетание в предложение, в высказывание.
Словарной стороне речевых видов деятельности необходимо обучать таким образом, чтобы дети постоянно ощущали, что слова им нужны для выражения мыслей и их понимания. Только ясная речевая перспектива обусловливает мотивированность и успешность овладения словарем.
Шестилетним школьникам важно четко представлять себе цель своего речевого действия и то, ради чего они его выполняют (т.е. у них должен быть мотив). Что же позволяет создавать мотивы общения? Прежде всего – это игровая основа обучения, в чем убеждает нас и автор ряда учебников Негневицкая Е.И.2 Вот пример речевой задачи, в которой есть мотив (игровой) и цель речевого действия:
“Злой волшебник заколдовал наших зверей, домашних животных и птичек. Чтобы их расколдовать (мотив), нужно сказать, какого цвета твоя собачка, кошка, рыбка и т.п. (цель)”.
Таким образом, коммуникативная задача – общая для всех, речевой образец тоже общий (My dog is brown), а коммуникативное намерение у каждого ребенка свое.
PI: My cat is white.
P2: My fish is red.
P3: My dog is brown.
Конечно, и игровая ситуация, и речевая задача предлагаются детям на родном языке.
При работе над лексикой можно выделить этапы ознакомления, тренировки и применения.
По данным психолингвистических экспериментов слова проходят процесс обобщения в памяти в виде групп, связанных по семантическим признакам. Поэтому детям целесообразно предлагать не изолированные по значению слова, встречающиеся в стихотворении, песне, а организовать ознакомление с группой слов, объединенных какой-то тематикой (названия животных, цветов, частей тела, школьных принадлежностей и т.д.). Порядок предъявления слов обусловливается возможностью использования их для обучения.
В реальной жизни мы не произносим слова просто так, употребление слова всегда обусловлено мотивом и целью. Поэтому учителю необходимо думать как о мотивации ознакомления в целом, так и о мотивах каждого задания и упражнения при организации тренировки и применении.
Новая лексика на первом году обучения вводится через речь учителя. Значение новых слов раскрывается через показ (предметов, картинок, действий) или, если это необходимо, через перевод. Ученики обязательно повторяют слово за учителем несколько раз, но это повторение не является чисто механическим, оно коммуникативно оправданно. Чтобы у детей возник мотив ознакомления с той или иной группой слов, можно, как и при работе над грамматикой, использовать проблемные истории.
Например, ознакомление со словами, обозначающими название цветов, можно начать так:
Учитель: Ребята, у этой куклы скоро день рождения. Незнайка, который находится у своих друзей в Англии, зашел в магазин, чтобы купить ей несколько воздушных шаров. Но он не знает, как называются цвета по-английски. Сейчас мы это узнаем и поможем ему.
После такого вступления дети готовы к восприятию новых слов. Узнавание приобретает для них личностный смысл. После ознакомления со словами учитель проводит фонетическую зарядку, в которой отрабатываются звуки, содержащиеся в новых словах. Делается это тоже в форме игры в звукоподражание.
После ознакомления и фонетической зарядки необходимо перейти к тренировке. Если в основе ознакомления лежит проблемная история, то в основе тренировки – интересная для детей игра. Е.И.Негневицкая считает, что “можно выучить тысячи слов и безошибочно называть их в ответ на эквивалент в русском языке или в ответ на картинку и тем не менее не быть в состоянии употреблять слово в составе простейшего высказывания в реальной ситуации общения”3. Вот почему цель упражнений в рамках тренировки состоит не в том, чтобы дети вставляли слова в готовое высказывание (так можно научить лишь приему подстановки), а в том, чтобы ученик научился пользоваться словом как средством речевой деятельности.
Сразу после ознакомления детям трудно произносить слова, но они могут узнавать их, поэтому вначале лучше проводить упражнения, связанные с аудированием слов и их узнаванием (пассивным и активным).
1. Аудирование слов и их пассивное узнавание.
Например: Учитель, закрыв глаза, достает что-то из коробки и пытается отгадать, что это, называя по очереди слова той или иной семантической группы. Дети соотносят произносимое учителем слово с предметом (картинкой) и говорят YES или NO.
2. Аудирование слов и их активное узнавание.
Школьники должны выбрать из нескольких имеющихся предметов (картинок) один в соответствии с называемым словом.
Учитель: Сейчас мы будем готовить обед, но сначала пойдем в магазин и купим необходимые продукты. Я скажу, что каждый из вас должен купить. Оля – a carrot, Миша – milk и т.д. Дети выбирают муляж (картинку) в соответствии с данным словом.
Только после тренировки в аудировании слов можно переходить к тренировке в их употреблении.
1) Употребление слова с “подсказкой”.
Ученик повторяет одно из слов, произнесенных учителем, но не механически, а мотивированно.
Учитель: Кукла показывает вам 3 своих любимых цвета. Назовите тот, который больше нравится вам. Olya, red, blue, yellow?
Olya: Blue.
Учитель: Oleg, green, brown, white?
Oleg: Green.
2) Употребление слова без “подсказки”. Как и в предыдущем упражнении, ученик произносит слова, но соответствующий предмет (картинка) показывается после того, как слово произнесено.
Учитель: Сейчас мы будем отгадывать цвета мячиков, которые спрятала Алиса.
Р1: Blue?
Alice: Yes, I have blue.
Р2: Brown?
Alice: No, I have no brown.
3) Самостоятельное употребление слова с выбором. В данном случае слово представляет собой однословное предложение.
Учитель: Ваши игрушечные животные пойдут к тому, кто их позовет.
Р1: Cat! Cat!
P2: Dog! Dog!
4) Самостоятельное употребление слова без выбора. В данном случае создаются условия для однозначного выполнения действия; слово употребляется во фразе.
Учитель: Чтобы попасть в волшебный театр, нужно сказать, что вы видите на пригласительных билетах.
P1: I see a ball and a car.
P2: l see a ball and a fox.
После тренировочных упражнений начинается практика в употреблении слов в составе различных высказываний. Здесь используются разные истории и ситуации, построенные на юморе, фантазии, которые поддерживают интерес детей к выполняемой деятельности. Например, когда дети научились употреблять слова, обозначающие цвета, можно предложить им заглянуть в волшебную страну и увидеть зверей самых необычных цветов. Каждый ученик строит свое высказывание.
P1: I see a yellow crocodile.
P2: l see a white fox.
Такие упражнения направлены на обучение детей с самого начала самостоятельно комбинировать весь усвоенный лексический материал в речевых образцах.
Итак, ученик должен четко представлять себе цель своего речевого действия и мотив – то, ради чего он выполняет это действие; создаваемые ситуации и задания должны обеспечивать такие мотивы, чтобы у ребенка появилось желание общаться на иностранном языке.
Галина РОГАТЕНКОВА,
учитель иностранных языков средней школы N 2
Невинномысск,
Ставропольский край
Комментарии