Их никто не приглашал в гости. И они знали об этом, но все равно шли. Два километра по плечи в холодной соленой воде, по колено в иле, перемешанном с мелким ракушечником, который больно ранил босые ноги. Учителя года России, участники Третьей межрегиональной экологической экспедиции школьников в Краснодарском крае, проделали этот путь, чтобы посмотреть на настоящих Кудрявых пеликанов. Недалеко от поселка Ясенская Переправа Ейского района небольшие острова Азовского моря облюбовали чайки, бакланы и пеликаны. Наш проводник Павел Иванович Задорожный, учитель биологии местной школы показывает коллегам колониальное гнездовье морских птиц. При приближении чужаков жители птичьего базара взмывают ввысь, оставляя в гнездах яйца и только что оперившихся птенцов. Пеликаны в этом году рано встали на крыло, поэтому даже самые молодые высоко в небе демонстрируют летное искусство. Несколько кадров на память, и «пеликаны»-учителя поворачивают обратно.
Планируйте за 9 месяцев…
Третий год инициатор проведения экологических экспедиций Владимир Головнер, учитель химии московской школы №1259, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997», отправляется с бывшими участниками различных этапов конкурса «Учитель года России» и их учениками в уникальные места России. Два года назад был Байкал, в прошлом году – тайга Республики Коми. Третья экспедиция исследует заповедные зоны Приазовья – уникальный заказник у поселка Ясенская Переправа и косу Долгая – пограничную зону между Азовским морем и Таганрогским заливом.
«Хотелось бы еще побывать в горах, в степи и на берегу океана». – Головнер-путешественник мечтает увидеть разные климато-географические зоны страны. В осуществлении этой мечты Владимиру Нодаровичу помогают «Учительская газета», Министерство образования и науки и межрегиональный клуб «Учитель года».
Департамент образования и науки Краснодарского края и Администрация Ейского района – гостеприимные хозяева. На их финансовые плечи легли встреча и размещение гостей в общежитии специально-профессионального училища № 22 станицы Ясенская и обеспечение экспедиции автотранспортом. Кроме этого школа № 13 поселка Ясенская Переправа и школа № 15 станицы Должанская предоставили свои компьютерные классы, на базе которых выходила ежедневная полевая газета «Ейск-Контакт». Владимир Малеев, учитель информатики первой школы города Окуловка Новгородской области, в режиме реального времени создавал мультимедиа проект об экспедиции, который получил каждый руководитель делегации. Его жена Вера Малеева, учитель химии, лауреат конкурса «Учитель года Новгородской области-2003», в экспедиции изучает проблему утилизации бытовых отходов.
Самый сложный организационный вопрос – финансовый. Учителя решают его самостоятельно в регионах. Кому-то руководство оплачивает командировочные, другим повезло больше, в местном бюджете заложены на экспедицию целевые средства.
«Если еще в сентябре вы придете в свое управление образования и скажете, что будущим летом планируете отправиться в экспедицию, через девять месяцев вам легче будет получить деньги, которые власти вовремя заложат в бюджет». – Андрей Семке, заместитель начальника управления образования Ейского района, финалист конкурса «Учитель года России-2000», раскрывает коллегам-учителям секреты чиновничьей работы.
Проезд и питание школьников чаще всего финансируется из родительского кармана. Добавьте к этому необходимое снаряжение: палатка, спальник, рюкзак – получается внушительная сумма, часто сравнимая с зарплатой учителя. Есть дети – настоящие фанаты-путешественники, которые решают финансовые вопросы самостоятельно. Коля Губин, ученик 10-го класса Маслянинской средней школы Новосибирской области, узнав о намечающейся поездке, отправился работать на стройку, а в свободное время колол дрова соседям. 1800 рублей хватило на оплату дороги в оба конца. Ученикам школы № 11 города Ейска повезло больше всех – деньги на билет искать не надо, а их руководитель Андрей Семке, турист со стажем, раздобыл для школы три палатки и комплект для десяти юных туристов – спальники, коврики, рюкзаки. За плечами только самое необходимое – спальные мешки, крупа, тушенка, сахар, чай и, конечно, ручка с блокнотом, без них в экспедиции никуда. Десять учителей привезли на берег Азовского моря мастер-классы по предметам естественно-научного цикла. Два занятия в день. И каждый вечер одна из групп отправляется на астрономию с Семке-физиком. Время работы с 23-00 до полуночи. Цель – наблюдение за метеорными потоками.
Учитесь давать взятки
Чтобы добраться до Ейска, делегациям из восьми регионов России пришлось проделать нелегкий путь. Дольше всех добирались новосибирцы – три с половиной дня. Юной москвичке Оле Погасовой удалось дважды пересечь границу с Украиной без паспорта. В первом случае спасла взятка – 500 рублей, во втором – хватило долгих и продолжительных уговоров лейтенанта украинской пограничной службы.
Станица Ясенская – совсем не курортное место. До моря пешком около 5 километров. Купаться местные жители ездят на велосипеде, для них это основной транспорт. Пешком в Ясенской передвигаются только приезжие. Сибиряки Буханистовы усмехаются: Кубань – велосипедная страна. Александр Александрович Буханистов, учитель биологии Маслянинской школы Новосибирской области, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2001» всегда путешествует с семьей. Мама Люда – так ласково, шутя, называют Людмилу Владимировну в группе – тоже учитель, химик. Погодки Света и Миша – перешли в 10-й класс. 5 июля у Буханистовых день рождения – 18 лет назад Люда и Саша поженились. В экспедиции глава семьи изучает геоботаническое описание биогеоценозов местности.
Вы еще не тушили пожар?
Вечер 1 июля. Работа спланирована, школьники разбиты на десять групп. Ответственная за расписание Анжела Пинюкова, учитель химии из Калужской области, финалист конкурса «Учитель года России-2001», красивым почерком вписывает фамилии в график первого рабочего дня – 3 июля. На следующий день намечен переезд. Также нужно разбить лагерь в двенадцати километрах восточнее поселка Ясенская Переправа на берегу Бейсугского лимана.
Переезд затянулся до вечера. 44 палатки в небольшом подлеске и девять костровищ на открытом пространстве «на расстоянии не менее 10 метров до лесополосы» – так написано в договоре, подписанном с Каневским лесничеством.
– Горим, пожар! – неожиданно раздаются крики в лагере.
Над кустарником, в тени которого расположились палатки, поднимается дым. Горит тростник. Спасать заповедник от пожара отправляются руководители. Впрочем, самое страшное – не пожар, а любопытные дети, которые тоже хотят посмотреть. На их пути Инна Каракчеева, эколог Сыктывкарского физико-математического лицея, финалист конкурса «Учитель года России-2000».
– А где вы живете? – Таня, вездесущая веснушчатая дочка Елены Пановой, руководителя Новгородской делегации из города Пестово, за первые дни успела перезнакомиться со всеми.
– В Республике Коми, на севере, там, где ездят на оленях.
Тростник горит быстро, пламя от пожара взлетает высоко. Но интересный рассказ о республике, где дома стоят на сваях, лето длится месяц в году, а в тайге столько комаров и огромных оводов, что без накомарника в нее заходить опасно, отвлекает ребят от пожара.
Ближе к вечеру перепачканные в саже, но довольные возвращаются с пожара старшие. Очаги пламени удалось потушить. Вскоре приехали и пожарные. Постояли, оценили обстановку и повернули обратно.
Интеллигентность иногда спасает от хамства
Утром следующего дня лагерь опустел. Все разошлись на занятия. Евгений Родионов, биолог Вазерской школы Пензенской области, финалист конкурса «Учитель года России-2002», исследует с ребятами чистоту воды в канале. Вылавливают сачком макрозообентоса – видных глазу микроорганизмов, обитающих на самом дне. Среди них преобладают бокоплавы, один из видов ракообразных. Кроме них ребята находят моллюсков, водяных клопов и личинки двукрылых. Все они входят в группы Вудиуса, по которым можно судить о степени чистоты воды. Несмотря на чуть солоноватый привкус вода в канале пригодна к употреблению. Местные охотники ее пьют, дважды прокипятив.
Конечно, химический анализ источника определил бы его чистоту с точностью до молекулярного уровня. Но не каждый путешественник носит в рюкзаке переносную химическую лабораторию. На это способен только химик Владимир Головнер. Хотя два небольших чемоданчика с колбочками, газовой горелкой, ступкой и реагентами, необходимыми для исследования минеральных ресурсов, занимают немного места. Его мастер-класс требует от ребят максимальной сосредоточенности. Местные мужики, регулярно посещающие экспедицию, чтобы «пообщаться», неожиданно останавливаются около Володиной группы. В руках пиво и вобла, в глазах шальной блеск. Интеллигентность Головнера подкупает: «Хотите поприсутствовать? Пожалуйста. Главное – не мешать». Через 15 минут пиво и вобла забыты, мужики наравне с восьмиклассниками обсуждают действие очередного реагента на минерал.
Бойтесь гадюк
– А экскурсия в город Ейск – это поход по рынкам? – уточняли ребята у своих руководителей.
В небольшом курортном городке, кроме Азовского моря и Парка отдыха, казалось, и смотреть больше не на что. Как бы не так! На тихой улице Богдана Хмельницкого в неприметном одноэтажном домике расположился Эколого-биологический центр. Гордость Центра – мини-зоопарк. Питон, обезьяна, лис, попугаи, кролики, белка, куропатки, индюки и дикобраз Манька – все они ждут своих хозяев, школьников, которые приходят в Центр дополнительного образования ухаживать за ними, выполнять исследовательскую работу.
Озеро Ханское расположено от лагеря в километре. Идти до него по пересеченной местности тяжело и опасно, вокруг много змей. Без длинных штанов и кроссовок в поход на озеро не берут. Впереди Павел Задорожный с пинчером Узи – отгоняют змей.
– Если вы действительно боитесь гадюки, то она вас никогда не укусит. – Задорожный объясняет ребятам нехитрую науку выживания. – Потому что вы всегда будете смотреть под ноги. Если змею не трогать, то она вас опять-таки не укусит.
Помимо змей встречались, конечно, и другие звери. Лучше всего об этом написала корреспондент газеты «Ейск-Контакт» Анна Хотеева из Калужской области:
«Нормальные туристы ловят рыбу, а мы? Да все, что угодно, и рыбу в том числе. Когда калужане ходили на Ханское озеро, решили они сделать полезное дело и вытащили старую сеть. А вот пестовчане на том же озере вытащили хорошую сеть с пеленгасом. В итоге последние ели уху, а калужане – лапшу. На новом месте пестовчанам повезло меньше: сетей они не нашли. Захотели поймать на удочку, но червей тоже не нашли. Так что придется и им есть лапшу!
Учителя, которые ходили на Пеликаний остров, утверждают, что могли поймать там птенцов баклана. Но мы же экологическая экспедиция, поэтому птенцов с острова не унесли. Вместо бакланов учителя ловили саранчу».
Пять незабываемых дней на берегу Бейсугского лимана, и опять в поезд Ейск – Москва. В день моего отъезда экспедиция переезжает на косу Долгая. Впереди у ребят еще несколько рабочих дней, спортивная эстафета и подготовка проектной работы вместе со своими руководителями.
Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, специальный корреспондент
Комментарии