search
main
0

«Куда я попал?!». Или о чем говорят мужчины

​Представители сильного пола очень востребованы в образовании, однако весьма неохотно туда идут. Мы поговорили с некоторыми учителями-мужчинами о том, что их привлекает в профессии и что волнует, как им работается в женских коллективах.

О творчестве- Как работается? Как в цветнике! – смеется Сергей Поликанов, учитель экологии, биологии и химии саратовской средней школы №1. – Сами посудите: нашего брата в школе – пять человек из пятидесяти учителей. Ну а если говорить серьезно, то никакого особого отношения к нам не наблюдается. У нас даже праздники 23 Февраля и 8 Марта отмечаются в один день, где-то между этими датами. В прошлом году, например, 4 марта была коллективная поездка в «Хвалынские термы», мы купались в открытом бассейне с видом на окрестности. В этом году у нас совместное чаепитие. Организацией таких мероприятий занимаются профком и администрация. Наш директор Тамара Николаевна Зуева и сама состоит в профсоюзе, и организацию поддерживает. Так что взаимопонимание есть, а это уже немалый плюс.Сергею Николаевичу 33 года, два года назад он был призером конкурса «Учитель года» во Фрунзенском районе Саратова. Окончил Саратовский государственный университет, аспирантуру. Со специальностью эколога-биолога на большой выбор вакансий рассчитывать особо не приходилось. Пригласили работать в школу, решил попробовать. К профессии учителя всегда относился с симпатией, ведь сам он из семьи педагогов: мама, Ольга Николаевна Поликанова, уже почти 40 лет преподает химию в школе, отец тоже некоторое время учительствовал.- Первый год было очень тяжело, – вспоминает Сергей. – Куда я попал?! Учителем быть – в зоопарк не ходить! Потом втянулся. Прежде всего самому должно быть интересно, дети это очень тонко чувствуют. Труднее с родителями: некоторые считают, что хороший педагог не тот, который дает знания, а тот, который ставит хорошие оценки. И как при таких родителях будет относиться к учебе недоросль? На самом деле хорошим педагогом либо дано быть, либо нет. Мне нравится, что эта работа дает возможности для творчества, здесь не заскучаешь.Творческое самовыражение – очень важная вещь для молодых людей. Вот и молодой специалист Евгений Коренев, который третий год преподает историю и обществоведение в школе №72, тоже об этом говорит:- В школе интересно, здесь не стоишь на месте и сам многому учишься. Главное, чему я здесь научился, – это организованность, терпение, умение понять другого человека.Учитель русского языка и литературы школы №95 Никита Муковозов признается, что в детстве мечтал стать актером. Его мечта реализовалась – он руководит школьным театром, который со своими постановками выступал даже в Москве. Никита Андреевич давно не жалеет, что не попал в профессиональный театр, ведь настоящий учитель должен быть немножко актером.О гармоничном воспитанииМногие считают, что мужчине легче работать в школе, чем женщине, потому что ученики больше прислушиваются к их замечаниям. Такое часто случается в семье: пацан может надерзить матери, но отцу не посмеет и подчинится. Аналогично и в школе. Если же учитель-мужчина вдобавок интересно ведет уроки, то ученики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что присутствие преподавателей-мужчин может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.- У нас в лицее работают пятеро учителей-мужчин, и я часто вижу, как на переменах вокруг них собираются хороводы мальчишек и девчонок, – подтверждает Роман Овсенев, директор Восточно-Европейского лицея. – Педагоги-мужчины притягивают к себе ребят своей особой харизмой, особым взглядом на все.Уже давно в обществе говорится о том, что, мол, мужчин настоящих нет. А почему?- Одна из причин в том, – считает Роман Русланович, – что у нас много неполных семей, где мальчика воспитывают женщины – мама, бабушка, потом в школе – учительницы. Он поневоле впитывает женскую модель поведения. Как ни крути, а для гармоничного воспитания будущего мужчины школе нужны мужчины-педагоги. Да и любому руководителю образовательного учреждения легче работается, когда есть представители сильного пола. Ведь у нас, как на предприятии, где-то и ремонт надо сделать, где-то мебель перенести, гирлянды к празднику развесить. Да и микроклимат в коллективе более здоровый, взаимоотношения более уравновешенные.Так что, делает вывод мой собеседник, пора учителю-мужчине возвращаться в систему образования, тем более что в этой профессии есть немало привлекательного. Помимо того что это интересная творческая работа, она имеет ряд других несомненных плюсов в виде социальных гарантий, продолжительного летнего отпуска, досрочной пенсии при наличии 25‑летнего стажа.О деньгахОднако почему же при таких привлекательных условиях сильный пол все же не особо идет работать в школу? Может быть, потому что профессия учителя считается у нас сугубо женской? Но ведь были и другие времена, когда в школах преподавали в основном мужчины. Правда, стоит заметить, что зарплата учителя дореволюционной гимназии, по данным Счетной палаты России, составляла около 130 тысяч рублей в пересчете на современные деньги. А могут ли сегодня мужчины-педагоги, особенно начинающие, на свою зарплату обеспечить семью? – Средняя заработная плата учителя в нашей области составляет порядка 25 тысяч рублей, но это все равно что средняя температура по больнице, – усмехается Сергей Поликанов. – Показатели достигаются за счет того, что человек работает более чем на одну ставку. – Вот у меня чуть больше учительской ставки, плюс полставки завуча, – признается Андрей Муковозов. – Зарплаты нам с женой и ребенком хватает лишь на самое необходимое, а все крупные покупки мы бы не осилили без помощи родителей. Особенно невелики доходы у молодых специалистов, не имеющих квалификации и соответствующих надбавок. Далеко не каждый готов это выдержать. Есть также значительная часть молодежи, которая живет сегодняшним днем: такие предпочитают найти работу попроще, зато оплачиваемую получше, пусть даже с зарплатой в конверте.О чем говорит профсоюз- В образовательных учреждениях Саратова из 9700 педагогов лишь 500 – мужчины. Очевидно, что опора в виде сильного пола сама нуждается в укреплении, – считает Надежда Анатольевна Буряк, председатель Саратовской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. – Как этого добиться? Только за счет притока свежих сил. А для этого нужно показать молодым людям, что работа педагога престижна. Молодые люди – это новаторы, амбициозные мечтатели, для них важен профессиональный и личностный рост. И в педагогике можно реализовать эти цели. Причем сделать карьеру мужчине-учителю порой легче, чем его коллеге-женщине: мужчины возглавляют 10% общеобразовательных учреждений города. К слову, работа в профсоюзных органах, участие в профсоюзных конкурсах являются ступеньками к успешному продвижению. Недавний яркий тому пример – назначение нашего активиста, зампредседателя городского Совета молодых профсоюзных лидеров Антона Семенова директором школы №100. Но, говоря откровенно, далеко не все педагоги могут и должны становиться руководителями. Кто же будет учить детей? Справедливости ради замечу, что в последнее время появляется тенденция к увеличению количества молодых педагогов в Саратове. В 2016-2017 учебном году доля педагогов в возрасте до 30 лет выросла с 17,6 до 19,1% по сравнению с предыдущим учебным годом. Однако очень важно не только привлечь молодого человека в школу, но и удержать его там. Многие уходят, потому что не в состоянии ни прокормить семью, ни взять квартиру в ипотеку. Поэтому нужна программа поддержки молодых специалистов, чего неуклонно и последовательно добивается наш профсоюз.Да, конечно, мужчины-педагоги в образовании необходимы. Но не надо забывать, что мужчина-учитель – это еще и муж, и отец, которому надо приобретать жилье и обеспечивать семью. Значит, надо добиваться создания всех необходимых условий для тех молодых людей, которые решили посвятить себя сложной и благородной профессии учителя.Саратов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте