У каждого свой исток любви к Отечеству. У Сергея Буданова, Ярослава Гапчюка, Никиты Кульжова, Глеба Белова, Нины Лещенко, Полины Суржик он находится в поселке с нежным названием – Лебяжье. С этого берега русской Балтики, куда любят прилетать лебеди, начинается для них понятие Родины. Впрочем, оно могло бы так и остаться неоформленным, неосознанным, не помоги детям взрослые. Четыре года назад на базе Лебяжинской средней школы Ломоносовского района Ленинградской области был открыт удивительный класс – лоцманский, который объединил ребят разных по возрасту, но единомышленников по духу. Ребят, кому интересна история родной земли и небезразлична ее судьба.
Как объясняет его руководитель, педагог дополнительного образования кандидат исторических наук майор запаса Александр Иванович Сенотрусов, название класса – лоцманский – не случайно. В 1865 году около поселка Лебяжье было построено лоцманское селение – единственное кастовое селение, где жили люди одной профессии – морские лоцманы. Здесь же благодаря их усилиям открылась и первая школа для всех окрестных ребятишек.
Сегодняшние юные лоцманы занимаются поисково-исследовательской деятельностью, реконструируют военно-исторические события. Воссоздавая прошлые битвы и сражения, ребята стараются быть точными до мелочей: просиживают в архивах, конструируют детали по чертежам, сами шьют, занимаются литьем. Кропотливость нужна потому, что реконструкция подразумевает точное воссоздание деталей быта, а это уже уважение к старине, культура.
За четыре года ребятами исхожены все сто километров побережья русской Балтики, весь Ораниенбаумский плацдарм, шаг за шагом пройдены километры Бородинского сражения. Все находки обретают свои места в музее лоцманского класса и в музее школы. Одно из значительных открытий – обнаружение немецкого самолета «юнкерс». 17 километров ребята шли по болоту, а потом ныряли на полутораметровую глубину, чтобы достать детали. Как сами признаются, увлеклись немецкой техникой, нашли останки четырех немецких летчиков, предали их земле. Удовлетворением любопытства перед чужой техникой можно было бы поставить точку в поисковой экспедиции, но решающую находку сделал Сережа Буданов. С глубины он достал осколок снаряда, который обнаружил в картере «юнкерса». Оказалось, немецкий самолет, несмотря на совершенство, был сбит снарядом с советского линкора «Марат».
В деревне Усть-Рудица ребята, найдя лабораторию Михаила Ломоносова, подняли грунт на полтора метра и пополнили свою археологическую коллекцию химической посудой, остатками изразцов печи, смальтой. Вполне возможно, что какие-то из этих вещей помнят время, когда на созданной талантливым крестьянином Михайлой Ломоносовым фабрике делали стекло и смальту для мозаики. Ребята выяснили, что за все время существования предприятия Ломоносов провел около шести тысяч опытов.
Я спросила Александра Ивановича, что заставляет ребят, отвергая комфорт, вновь и вновь отправляться в походы, экспедиции, на реконструкции великих битв? Он ответил, что не последняя роль в этом принадлежит суровой мужской романтике, но главное, пожалуй, в другом: ребятам важно знать, на какой земле они живут.
В лоцманском классе сегодня занимаются 25 человек. В основном это мальчики, но есть и две девочки: Нина Лещенко и Полина Суржик. Нина пришла сюда вслед за старшим братом и нисколько не жалеет о своем выборе.
Полина Суржик учится в 11-м классе и надеется, что, закончив школу, не разорвет с ней связи. А в лоцманский класс ее привела любовь к поселку:
– Поскольку я люблю свой родной поселок, то все, что касается его истории, мне интересно. У нас в классе особая атмосфера – дружественная, почти родственная. Наверное, нас объединило опять же чувство любви к нашей земле.
В лоцманский класс нет конкурса. Сюда приходят все желающие. Как поясняет Александр Иванович Сенотрусов, время само производит естественный отбор. Те, кому жизнь походная, беспокойная, бурная кажется тяжелой, отсеиваются сами. Остаются стойкие и те, кому не нравится обилие белых пятен в истории родной земли. Что примечательно, выпускники школы все равно принимают участие в экспедициях, реконструкциях.
– У нас невозможна позиция: пока ты в школе, ты – мой, уйдешь – чужой, – говорит Александр Иванович и тут же добавляет: – Это претит правилам русского офицерства.
Мне кажется, он абсолютно прав. И еще. Поскольку любовь к Отечеству воспитывается в том числе и на личных примерах, то ребятам из Лебяжинской средней школы по-настоящему повезло.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, пос. Лебяжье, Ленинградская область
Комментарии