Как сообщила на заседании профильного комитета в парламенте Карелии первый заместитель министра образования и спорта РК Жанна Петрова, на весь регион приходится 162 вакансии учителей, 103 из них в школах районов республики и 59 в Петрозаводске. Но это только видимая часть проблемы, а есть еще скрытая часть дефицита, реальные масштабы которого неизвестны или сознательно скрываются. Эта часть дефицитного айсберга прикрыта учителями, работающими на полторы и две ставки. Не во всех случаях педагоги это делают с целью дополнительного заработка, зачастую им приходится соглашаться на большую нагрузку по просьбе или даже требованию администрации, для того чтобы закрыть кадровую брешь.
Низкая заработная плата педагогов – один из главных факторов, влияющих на количество вакансий. На днях Минпросвещения РФ представило в Совете Федерации данные о том, что более 75% российских учителей получают оклад ниже уровня минимального размера оплаты труда. К сведению, МРОТ в 2021 году составлял 12,8 тысячи рублей. Конечно, к окладу добавляются некоторые надбавки и доплаты (за категорию, проверку тетрадей, дополнительные обязанности), стимулирующие выплаты за достигнутые результаты, районные и кадровые надбавки в северных территориях. Но и вместе с ними получается непрожиточно малая величина, из-за чего учителя берут дополнительную нагрузку.
В Карелии ежегодно средняя по республике нагрузка учителя составляет 1,3-1,4 ставки. И только такой ценой, будучи рассчитанной не на ставку, а на физическое лицо, средняя зарплата учителей с трудом дотягивается до средней зарплаты по региону, как того требуют майские указы президента. Чиновники от образования не стесняются предписывать методички по расчету средней зарплаты, включая туда и доходы от платных услуг, если школа их оказывает.
Думаю, легко догадаться, почему им выгоден дефицит учителей: он позволяет экономить существенные суммы на оплату труда педагогов – порядка 30-40%. Если бы педагог работал на ставку, то для достижения предписанных указами значений оплату труда пришлось бы существенно повышать и расходы на образование увеличивать. Если в небольшой школе учитель по предмету один или нагрузка у всех уже запредельная, тогда вакансия окажется в видимой части айсберга.
В Минпросвещения РФ заявили о том, что занимаются разработкой проекта новой системы оплаты труда педагогов и намерены изменить ситуацию с низкими окладами учителей. Но этих намерений за последние 30 лет не перечесть, а воз и ныне там.
По словам представителей министерства, новая система привяжет уровень оплаты труда педагогов к квалификационному уровню. Правда, он и сейчас привязан. Вопрос в том, сколько государство готово добавить учителю за его высокую квалификацию – 1, 10, 25%?
Как раз сейчас пришлось заниматься конфликтом в одной из школ республики, в которой доплату за высшую категорию учителям с 20% снизили до 10% от оклада. Учителя недовольны своим руководителем, но за директором казенной школы стоит учредитель (администрация района), который держит в руках все финансовые рычаги упавшей сверху субвенции и предписывает ему определенное финансовое поведение. В сторонке стоит государство с никем не обоснованными нормативами финансирования, изощренными до извращенности методиками расчета средней зарплаты, эффективными контрактами и прочими бюрократическими инструментами.
Стоит, посмеиваясь и радуясь, что столкнуло всех лбами и отвело удар от себя. Ну и время от времени объявляет о намерениях, которых еще тридцать лет ждать. Вот так цинично демонстрируется истинное отношение к учителю.
Система оплаты труда всех педагогов требует незамедлительного реформирования. Неоднократно со всех трибун я заявляла главные условия, которые необходимо соблюсти при решении вопроса об оплате учителей на его начальном этапе:
– базовый оклад в размере не менее двух МРОТ;
– расчет средней зарплаты делать на одну ставку, а не на физическое лицо;
– в средней зарплате не учитывать платные услуги, оказываемые школой;
– не допускать интенсификацию труда педагогов за счет переполненных классов.
Но, как говорится, воз и ныне там…
Эмилия СЛАБУНОВА, заслуженный учитель России, член Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательного собрания Республики Карелия
Хорошая аналитика, спасибо!