Я вошла в школьный двор и ахнула от изумления. На меня царственной походкой наступал павлин. А хвост-то как распушил! Для кого так старается? Да вот же рядом – предмет обожания. Не буду мешать. А самая настоящая барская аллея уже ведет меня к мраморному крыльцу. Постойте! Я же не успела вдоволь налюбоваться пиршеством цветов. И какой садовник так органично вписал в ландшафт резные фигурки из дерева? В каменных джунглях в самом центре Москвы и такой оазис. Чудеса!
Верно говорят, все новое – это давно забытое старое. В далекие двадцатые годы американскую новинку пытались ввести в школу. Однако советская усредненность не ужилась с принципом индивидуализации обучения, характерным для этой методики.
Не соглашайтесь на тройку
Утверждаю, Татьяна Константиновна Родионова – самый удивительный директор из всех, с кем мне довелось встречаться. Она создала школу, где все, начиная с ковра из тысячи тюльпанов и заканчивая окошками в крыше над библиотекой, воплощенная в жизнь мечта талантливого педагога.
В 354-ю школу Татьяна Константиновна пришла более тридцати лет назад. Учитель химии и биологии, заместитель директора, директор – такова ее служебная лестница.
Всего один факт. Двадцать лет как в школе нет двоечников. Это означает, что все дети учатся с радостью, они идут в школу с желанием. Недаром 354-я несколько раз становилась «Школой года». Хотя вернее назвать ее «Школой века», что, кстати, и произошло совсем недавно. Как удалось этой московской школе в Лефортовском переулке решить самую главную задачу педагогики – сделать процесс обучения увлекательным занятием для каждого школьника? То самое пресловутое учение с увлечением, о котором так много говорят и пишут, здесь осуществляется на деле.
– В школе не должно быть «потерянных детей», – говорит Татьяна Константиновна, – самое страшное, когда у ребенка опускаются руки и он согласен на тройку.
Школа в Лефортовском переулке имеет физико-математический и биологический уклон. Сочетание само по себе очень привлекательное. Вопросами экологии школа занимается давно и серьезно. Недаром ее шефами была и остается до сих пор такая серьезная организация, как «Мосводоканал». Школа пользуется ее научно-исследовательскими базами на Истре, биостанциями в других местах,уникальным музеем воды. Такое сотрудничество позволяет юным экологам проводить серьезные исследования. Такие, как, к примеру, анализ влияния окружающей среды на состояние здоровья жителей центра столицы. Представляете, какую кропотливую работу провели юные жители Лефортова. Они взяли конкретные улицы и исследовали тему с дотошностью больших ученых. Обошли поликлиники, больницы, побывали в клинических центрах столицы. Составили диаграмму динамики распространения различных болезней среди жителей. Наглядно стало видно, какой район находится в зоне риска той или иной болезни.
Экология – общая проблема, которая объединяет всех жителей Земли. Потому в разных ее уголках уже наслышаны о питомцах чудо-школы. Юные москвичи участвуют во многих международных конференциях, переписываются со сверстниками из разных стран.
Пятьдесят расписаний
Уроки экологии начинаются с первого класса. Хотя уроками их можно назвать скорее по привычке. Наблюдения, эксперименты, опыты, исследования… Кабинет экологической практики оборудован ничуть не хуже, чем любая научная лаборатория. Микроскопы на каждом столике, различные датчики, индикаторы. А чего стоит действующий стенд. На нем можно воочию увидеть, как идет очистка сточных и природных вод.
– Подарок наших друзей из «Мосводоканала», – с гордостью говорит учитель Вера Анатольевна Неделько. Она щелкает выключателем, и очистная мини-станция оживает. Оказывается, очень долгий путь проходит вода, прежде чем попасть в дом к каждому жителю города.
– А что это за чемоданчики на столах? – интересуюсь я.
– Ребята называют их «волшебными», – улыбается учительница. – Здесь все, что нужно нам в экспедициях, – лупы, пробирки, индикаторы…
В 354-й – особый коллектив педагогов. Работают те, кто разделяет задачи «Школы века». Здесь царят особые отношения между детьми и педагогами. Педагогика сотрудничества тут давно прижилась. Работая над конкретным заданием, учитель и ученик идут рука об руку. Они вместе ищут решение проблемы, каждый имеет право на свою собственную точку зрения.
В 354-й школе в порядке вещей, что ученик сам выбирает, у какого учителя он будет изучать тот или иной предмет. Помимо этого школьники получают возможность выбирать партнера на уроке (одного или группу) и даже место для занятий (школу или вне школы). Да возможно ли это, если в школе более семисот ребят? Возможно. Только расписаний уроков должно быть пятьдесят и ничуть не меньше.
Дальтон-план
Верно говорят, все новое – это давно забытое старое. В далекие двадцатые годы американскую новинку Дальтон-план пытались ввести в школу. Однако советская усредненность не ужилась с принципом индивидуализации обучения, характерным для этой методики.
– Мы отдаем предпочтение данной технологии, потому что она позволяет каждому ученику выбирать себе образовательный маршрут, – рассказывает Татьяна Родионова. – Индивидуальную информационную карточку школьник получает уже в первом классе. В ней планируется, как ему работать по конкретным предметам, какие он получил знания, когда и какие пройдут контрольные тесты по темам. Работа по индивидуальному плану помогает ребенку видеть перспективу. Уже к пятому классу одни осознают себя «технарями», другие склоняются, скажем, к медицине, экологии, биологии. Конечно, свой выбор они могут менять, но к концу девятого класса они, как правило, определяются. К этому времени каждый школьник уже участвовал в различных конкурсах, олимпиадах, работал над исследованиями, выполнял проектные работы. Конечно, бывает, что кто-то вдруг к десятому классу кардинально меняет свои интересы. Что делать в этом случае? Переходить в другое учебное заведение? Но ученик привык к этим стенам, здесь его друзья. И для таких ребят мы тоже нашли выход. Открыли экспериментальную площадку (руководит ею академик Шамова).
Школа предлагает три иностранных языка, дает возможность пробовать себя и в других гуманитарных науках – в углубленном изучении русского языка, литературы и так далее. Все семьсот двадцать учеников растут, меняются ежедневно, и руководству приходится думать, как создать подходящие условия и для ребенка, и для педагога. Кстати, у учителей нагрузки больше ставки нет. Есть восемь, двенадцать, восемнадцать часов. Больше ставки получается за счет второй половины дня: консультации, индивидуальная работа с учеником, дежурства в кабинете контрольного тестирования.
Плоды кофейного дерева
354-я школа полного дня действительно стала теплым домом для ребят. Во второй половине дня здесь каждому находится занятие по душе. Студии для занятий лепкой и музыкой, кулинарная, швейная, столярная мастерские, зимний сад, оранжерея, живой уголок, два тренажерных и четыре спортивных зала…
И в каждом из этих помещений ребят ждут увлеченные, любящие свое дело мастера-кудесники.
Чего стоит зимний сад? В нем около 340 видов экзотических растений. Благоухает кофейное дерево, радуя своими плодами, прижилась душистая араукалия, цветет китайская роза. Но когда я узнала, что только для полива всех растений чудо-сада на четвертом этаже требуется около двадцати ведер воды, другими глазами посмотрела на эту рукотворную красоту. Ведь в уходе за флорой и фауной не может быть ни перерыва, ни каникул.
Виктор Филиппович Родионов про необычных обитателей своего зоологического уголка может рассказывать много интересного. Знает родословную каждого, привычки, характер. Амурский полоз по прозвищу Нюра демонстрировал полное безразличие ко всему окружающему. Зато попугай Кеша следил за моими перемещениями с интересом. Я никак не могла поверить, что настоящего крокодильчика и горлицу, и лягушек, обитающих в дебрях Амазонки, я вижу в московской школе, не в каком-то зоопарке. Немало интересного из жизни обитателей этого чудо-уголка можно узнать, почитав работы ребят.
От восторженных наблюдений малышей до серьезных исследований – таков спектр ученических работ. «Изучение наследования рецессивного гена альбинизма в горлице смеющейся» – весьма солидный труд. Вот она, горлица – красивая, белоснежная, поглядывает на нас своими бусинками.
Содержать все хозяйство – занятие хлопотное. Ухаживать, кормить, чистить клетки, добывать корм. Да, поистине в этой удивительной школе ради счастья и развития детей взрослые готовы на все.
Доступные раритеты
Радушная хозяйка библиотеки Елена Александровна Бурбенцова с удовольствием показывает богатый книжный фонд. Ей удалось собрать более 500 экземпляров изданий биолого-экологической направленности.
– Самая большая награда, когда слышишь от ребят: «Да, это как раз то, что нужно!» – улыбается Елена Александровна.
Уютно, хорошо в этом светлом, просторном помещении. Сверху через стекла льется солнечный свет. Посредине огромный круглый стол, места хватит всем. А кто хочет уединиться – пожалуйста, в сторонке есть несколько рабочих столов.
– В начале учебного года я обычно знакомлюсь с планами работ кафедр по экологии и биологии, – рассказывает Елена Александровна. – Узнаю темы научно-практических конференций, создаю тематические папки. Нам повезло, рядом детская библиотека №61, недалеко библиотеки имени Некрасова, Пушкина. Работаем сообща, воспитываем вдумчивых читателей.
Приятно встретить человека, влюбленного в свое дело. В библиотеке мне дали подержать в руках раритетные издания XIX века – гордость хозяйки книжного царства. Они доступны и юным читателям. В этой школе действительно все служит обучению и воспитанию гармоничной личности.
Школа носит имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева. В школьном музее немало подлинных документов, рассказывающих о жизни героя. Каждый год проводятся в школе конференции и Карбышевские чтения. А малыши знакомство со школой начинают с музея. Потом их посвящают в карбышевцев.
Необычной школе – необычное здание
Девиз школы «Мечта, воплощенная в жизнь» очень точно определяет не только суть учебного заведения. Свою школу с зимним садом, зоопарком, настоящей литературной гостиной, мраморными лестницами Татьяна Константиновна «вымечтала» еще в диссертации. Тема, конечно, звучит «заковыристо» – «Регулятивно-коррекционная деятельность руководителя школы в управлении инновационными процессами». Но это же научный труд. А ценность его в том, что он претворен в жизнь. Кандидат наук Татьяна Родионова свою школу выносила, вымечтала, сотворила. И потому, когда вместо старой коробки решено было возводить новое здание, в Родионовой «проснулся» архитектор. Но ее проект отменили как дорогостоящий. Решили строить безликое, типовое здание. А чтобы не «добить» директора окончательно, решили все-таки дать ей слово на заседании правительства Москвы. И ей удалось убедить всех, что в центре Москвы должно появиться красивое здание для школы будущего века. На дворе стоял 1999 год.
Теперь в это здание едут многочисленные делегации. Здесь полностью воплощена в жизнь мечта талантливого педагога. Пример, достойный подражания.
А липовую аллею по проекту должны были вырубить. Здесь проходила теплотрасса. Так требовала жизнь. «А как тогда мы будем воспитывать будущих экологов, если допустим это?» – сказала себе Татьяна Константиновна. И отстояла аллею. Все по плечу этой удивительной цельной натуре. Встречи с такими людьми – праздник для души. Недаром строители, возводившие Дворец знаний (так называют в округе школу), потом долго благодарили директора Родионову. За то, что они были сотворцами, а не просто работниками, сдающими новостройку к сроку. Они знали, что воплощают в жизнь мечту талантливого руководителя и удивительно красивого человека.
Комментарии