Система дошкольного образования в Петербурге – уникальна. По словам первого заместителя председателя Комитета по образованию Петербурга Натальи Митрошиной, городские сады сейчас имеют огромную видологию – от простого детского сада до центра развития. По результатам мониторинга создаются различные группы, удобные как для детей, так для родителей. Мало того, в каждом районе есть сады, где педагоги и психологи бесплатно консультируют семьи, не желающие пользоваться услугами ДОУ.
– Вопрос о дошкольном образовании мы поднимаем часто, – говорит Наталья Петровна. – Чем это вызвано? Из-за сложной демографической обстановки количество садов сокращается, исчезла очередь на устройство ребенка в сад. В кои-то веки появился шанс улучшить качество дошкольного образования. На освободившихся площадях можно построить бассейны, спортзалы, можно занять их под игровые, столовые, спальни. Наконец-то мы сможем выполнять пресловутые “нормы” и откажемся от практики, когда одно помещение выполняло несколько функций.
Но есть и еще одна причина, по которой мы не оставляем вопрос о ДОУ без внимания. Это передача садов в собственность органам местного самоуправления. В законе о местном самоуправлении прописана такая возможность. Помимо садов, в ведение муниципалов могут перейти также начальные и девятилетние школы, но о последних пока речь не идет. Ситуация сложилась непростая, так как, с одной стороны, мы структура законопослушная, а с другой – убеждены, что перераспределение собственности ни к чему хорошему не приведет. У любых управленческих решений есть причины, и где они здесь – непонятно: нареканий к системе ДОУ нет. Если передача все же произойдет, то с кого и как мы через несколько лет спросим? Где гарантия, что здания будут использоваться по назначению? Мы уже имеем опыт передачи муниципальным образованиям вопроса по охране прав детей. Позитивным его назвать трудно. Может, стоит поискать другие формы взаимодействия? Ведь никто не мешает муниципалам заниматься сегодня благоустройством садов, помощью и содержанием их материальной базы, охраной.
– Ваши опасения по поводу передачи садов в собственность органам местного самоуправления не беспочвенны? Был опыт?
– В Петербурге – нет, но в России – да. Муниципалитетам были переданы не только ДОУ, но в ряде регионов даже девятилетние школы. Образовательные учреждения оказались между небом и землей. Разрушились единое образовательное пространство и структура управления образованием. К тому же органы местного самоуправления бывают несостоятельны в финансовом отношении. Вот почему два года назад был разработан проект закона о государственных гарантиях. Мы за то, чтобы все образовательные учреждения носили государственный статус.
– Если система дошкольного образования сузится до рамок муниципалитета, то о каком праве выбора может идти речь? – добавляет главный специалист по дошкольному образованию Тамара Воробей. – Ведь чем отличаемся мы от остальных субъектов Федерации? В городе абсолютно все дети имеют равные права на дошкольное образование. И здоровые, и со множественными серьезными нарушениями развития. Наша система готова отреагировать на любого ребенка, и это не просто слова. Комитет по образованию выпускает информационный сборник, где заинтересованный родитель может узнать режим, программу, телефон подходящего сада. С 1990 года у нас организованы бесплатное консультирование и обучение родителей методам коррекции детей с отклонением развития. В перспективе мы планируем открытие в каждом районе города консультационной службы раннего и домашнего сопровождения детей младенческого возраста. Что это такое? Мы часто сталкиваемся с тем, что молодая мамочка, выйдя из роддома, оказывается совершенно беспомощной. Она не знает, что делать с ребенком! Многие вещи упускаются с младенчества. При обращении в консультационную службу мама получит комплексное обследование ребенка и нужные рекомендации. Дети, у которых какие-либо нарушения, будут сопровождаться до определенного возраста с последующим подбором детского сада. Если такая служба не будет иметь широкой сети учреждений, она потеряет эффективность. На данный момент эта сеть существует, мы способны создать любому ребенку комфортные условия. Как смогут муниципалы сохранить гибкую координацию, если они не специалисты? Станет ли лучше нашим детям от того, что из-за необдуманных действий нарушится целостность уникальной системы?
Вопросы, как говорится, риторические…
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии