Дети пишут послания Деду Морозу в Лапландию: «Дорогой Дедушка, я учусь хорошо (или не очень, но исправлюсь), и мне очень нужна твоя помощь. Принеси мне, пожалуйста, велик «Русь» с багажником и тормозами. Но если не сможешь велосипед – его, наверное, все хотят, – не обижусь, принеси, что хочешь… »
Я подглядываю в эти тайные листочки и радуюсь детям – какие они великодушные: понимают, что Деду Морозу трудно, и просят немного: ну не велик, так хоть руль или тормоза.
Но даже если они знают, что Дед Мороз – это дядя Миша с маминой работы, у которого все время отклеивается ус, они все равно пишут волшебнику. Им хочется верить в чудеса, даже если они непременно кончаются:
Тигр приходит, корова уходит –
Корове пора в отпуск.
А у тигра работ –
Невпроворот!
Он детей поцелует, шарики надует,
Подарки разнесет и… уйдет!
Это печальное произведение принадлежит маленькой второкласснице Ангелинке Яковлевой. Мальчики тоже неоптимистичны, как третьеклассник Данила Вдовченко:
Дед Мороз к нам в гости шел,
По пути в Сибирь зашел.
Разукрасил нам окошко,
Ущипнул меня немножко.
Он подарки нам доставил –
Шоколадки и конфеты
Шишки, мячики, игрушки –
И железную дорогу мне под елочкой оставил.
А потом опять ушел
Жить в избушке ледяной.
Они такие добрые – им кажется, что Дед Мороз существует только для того, чтобы раз в год сделать их счастливыми. Им жалко старичка, и они просят елочку сделать так, чтобы Дедушке стало теплее. Вы чувствуете, как изменился климат? Наверное, это сотворили наши дети. Они кажутся себе взрослыми и, делая вид, что никаких чудес нет, травят друг другу анекдоты:
Идет по снегу тигр. Замерзший, обледенелый, усы от мороза отвалились. А навстречу – стадо веселых коров, рычащих и раскрашенных в желто-коричневые полосы.
– Коровы, вы что, с ума сошли? – спрашивает тигр. Коровы смеются:
– Нет, это ты с ума сошел. Твоя же смена наступила, а ты где-то бродишь. Вот мы за тебя и отрабатываем. Ну ты у нас помукаешь!
И только став старше, они начинают прощаться с чудесами, как это сделала пятиклассница Ксюша Чернявская:
Мне в ладошку падают белые снежинки,
Как мне сердце радуют мягкие пушинки!
Я надену варежки, протяну их тучке –
Падайте, не бойтесь, прямо ко мне в ручки!
Правда, до конца проститься не удается. Да и не надо. Это стихотворение – и встреча с физикой, и желание задержать волшебство хоть еще чуть-чуть, хоть на миг. Они все еще дети, и они ждут… А через несколько лет они станут поднимать банальные тосты «за сбычу мечт» и рассказывать после каникул друг другу уже не анекдоты про Новый год, а истории из собственной жизни:
– Звонят мне родаки первого января, а мы у Коляна всю ночь тусовались. Спрашивают: «Сынок, как Новый год встретил?» А я, совсем больной, не въезжаю, чо-почем, отвечаю: «А я его не встречал… Он сам пришел».
Дети вырастают. У них другие проблемы. Мы их не понимаем. И все-таки это наши дети – те самые, которые у елочки просили счастья для всех нас и свято верили во всеобщее счастье. Они и сейчас, циничные, современные, крутые, дерзкие, надеются на чудеса, судя по студенческому новогоднему тосту:
Идет экзамен. Профессор спрашивает: «Что вы заказали бы у Деда Мороза? Ум или деньги? Вот я бы – ум». Студент: «А я деньги». Так пусть у нас будет то, чего нам не хватает! И детям, и всем, кто их учит и любит, желаю того же!
Наталья МАЛЫШЕВА, педагог дополнительного образования Омского городского Дворца детского (юношеского) творчества
Комментарии