search
main
0

Куда приводят мечты. В гимназии Одиндевять успешно объединили лучшие мировые педагогические практики

Это тихая революция. За типовым фасадом советской школы 19-й гимназии Казани скрывается мир, совершенно не похожий на все, к чему мы привыкли в российском образовании. Впечатление, что попал в дизайнерское бюро, причем дорогое и заграничное, – в холле мягкие разноцветные пуфы-квадраты, стены кабинетов в каких-то модных узорах, составленных из слов, в кабинетах младших классов зоны релакса с картинками леса, столовая и вовсе оформлена как американское кафе в стиле «Нью-Йорк» с фреш-баром. На стене рядом – забавное граффити и расписание деловых завтраков, где указано, кто и когда из местных звезд бизнеса, культуры, власти придет поведать гимназистам секреты успеха. Но не только внешняя среда здесь нестандартна. Самое главное – в головах учителей и директора. Они думают, говорят и делают нечто удивительное.

База у них для этого была – почти 30 лет назад гимназия возникла как школа с углубленным изучением английского языка. На знание этого самого популярного средства международного общения они и опирались, создавая нынешнюю гимназию Одиндевять (в одно слово, как сейчас модно в Интернете). Кто это, они? В первую очередь молодой учитель физики, назначенный директором в 26 лет, Нияз Гафиятуллин, и команда таких же молодых, дерзких и амбициозных людей, пришедших вместе с ним и за ним. Только за последние три года в гимназию пришло около 40 (!) молодых учителей. Они решили понять, что такое инновации в педагогике, конкретно, на деле. Для этого изучили передовой международный опыт разных школ, вузов, самые современные методики обучения и заодно выяснили, что многие свои идеи зарубежные коллеги черпают из золотых запасов советской педагогики. Те же сингапурские педагоги просто собрали и обобщили лучший методический опыт со всего мира. По похожему пути пошли и в Одиндевять. После нескольких лет исследований и опытов здесь сформулировали свою образовательную философию, сделав ее комбинацией ведущих мировых практик. – Нам очень близок проектный и проблемный подходы, кейсовые методы, – перечисляет Нияз Гафиятуллин. – Перед уроками мы задаемся вопросом «Что такое креативность и как ее развивать?». Мы стараемся каждую неделю собираться, ходить на уроки друг к другу и разбирать их, исходя из нашей философии образования.Весь коллектив прошел обучение новым педтехнологиям, порой довольно жестким (Гафиятуллин называет их по-хорошему «мясорубкой»). Гимназия стояла у истоков «сингапурского проекта» в Татарстане, одной из первых оценя его преимущества, недаром координатором всего проекта в РТ стала учительница из Одиндевять. Три педагога гимназии прошли обучение непосредственно в Сингапуре.  Сам директор вместе с тремя коллегами благодаря республиканской программе «Алгарыш» отучился в американской магистратуре на базе Leysin American School в швейцарском городе Лейзин, получив международную степень магистра в управлении образованием. В прошлом году на современные и интенсивные языковые курсы в Лондон съездили два учителя английского языка, в этом году директор планирует отправить еще троих. – Если учитель знает английский язык, мы сразу ищем самые лучшие курсы в мире – в Англии, Америке, – говорит мой собеседник. Почему в гимназии так вкладываются в педагогов? – Успешных людей может воспитать только успешный человек, – считает директор. – У учителя должно быть все – хорошее образование, семья, квартира, пусть и в ипотеку, машина, пусть в кредит. Если он хорошо одет, уверенно себя чувствует, улыбается, этому человеку хочется довериться. Педагог должен уважать себя, и в школе ему должно быть комфортно. Мы не приписываем все усилия в этом направлении себе, над этим сейчас работает государство, но мы хотим быть тем ледоколом, который разрушит  стереотип об учителе-неудачнике. И вообще здесь уважают понятие «человеческий капитал». А раз капитал, значит, его надо растить. Гафиятуллин доверяет самым грамотным и инициативным вести серьезные проекты. В результате люди… уходят: только в директора других школ ушли три человека. Но ему не жалко – в свою же систему образования уходят. Значит, будут менять ее изнутри. …В кабинете директора Одиндевять, как в бизнес-компании, висят какие-то графики, да и сам Нияз Мансурович своей деловитостью и четко структурированной речью с множеством терминов на английском напоминает успешного модного топ-менеджера. У него отличный нюх на все самое интересное. Так, он поддерживает инициативу своего учителя технологии сделать этот предмет ключевым в образовательном процессе, по крайней мере в гимназии Одиндевять. – Мы хотели бы сделать технологию связующим звеном между всеми предметами, вершиной пирамиды, – поясняет он. – У нас есть хрестоматийный уже пример – на анатомии изучают скелет человека и дают задание сделать макет. Дети соединили разные части (кости), получили скелет. На уроке технологии они могут распечатать кости на  3D-принтере. После уроков технология опять все объединяет – в собственный проект ученика. Тот добавляет в свой проект IT-компонент и, пожалуйста, создает дистанционно управляемую руку, которая повторяет движения человеческой руки, одетой в специальную перчатку.Эту руку я видела, ее, как и прочие рабочие проекты, мне показал учитель технологии гимназии Алмаз Сафин. У него в кабинете, и правда, толкутся дети всех возрастов – даже из началки, которые во время продленки собирают здесь первые свои модели из конструкторов. Обычные фрезерные станки тоже не забыты, как и суперсовременная кухня для уроков домоводства. Как говорит учитель, хочешь – делай самолет, хочешь – скворечник. И описаниям успешного педагога Алмаз Асхатович полностью соответствует – у него есть и квартира, и машина, и семья, скоро родится ребенок. Счастливый человек, хотя предела совершенству, понятно, нет.Кстати, миссию гимназии здесь формулируют как Building Excellence – стремление к превосходству, совершенству.- Это вечный процесс, в котором мы ставим себе, казалось бы, недостижимо высокую планку, – поясняет Нияз Мансурович. – Но ставить планку выше, чем ты можешь сделать, наше кредо.Ноу-хауЧетыре основных принципа, на которых базируется образовательный процесс в гимназии №19 г. Казани:IB – International BaccalaureateIT – Information TechnologyCL – Cooperative Learning20 modalities of teaching1. IB – международная образовательная программа. Ее принципы внедрены с учетом особенностей данной образовательной организации. Основная задача заключается в мотивации учеников к изучению определенной темы и в ответе на вопрос: «Что после урока ребенок унесет с собой в жизнь?».2. IT – мы живем в мире, где практически все связано с IT-технологиями. Пересмотрены подходы к преподаванию, в частности, подбор видов заданий с упором на IT-компонент. Например, на биологии учитель может дать задание сделать анимацию на тему «Деление клетки».3. CL – обучение в сотрудничестве. Коллектив всей школы прошел курсы кооперативного обучения с сингапурской компанией Educare. Оно помогает перестраивать класс, вовлекая 100 процентов учеников.4. 20 Modalities of learning. Учитель у доски читает лекцию – это только один метод обучения. Есть еще 19, которые можно и нужно комбинировать, к примеру, Performance Based Learning (когда дети изучают новое за счет выступления), Nature Based Learning (изучение происходит за счет наблюдения за природой), Peer-to-Peer Education (очень близко по содержанию с кооперативным обучением, когда дети изучают новое посредством общения друг с другом).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте