search
main
0

Куда поступают отличники. Физики обошли дипломатов

Стимулировать вузы к повышению качества образования поможет мониторинг качества приема на бюджетные места российских вузов. Те из них, что заполняют бюджетные места студентами с низкими баллами по ЕГЭ, первыми попадут под сокращение.

Такой вывод можно было сделать после пресс-конференции в ТАСС, на которой заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов представили новый мониторинг вузов. Исследование было масштабным – охвачены все вузы страны (401 головной вуз и 19 филиалов с большим бюджетным приемом). Проанализированы итоги зачисления на очные программы бакалавриата и специалитета всех вузов, прием в которые проводится по результатам ЕГЭ. Мониторинг не только дает картину качества знаний зачисленных на первый курс абитуриентов, но также служит показателем репутации самих вузов. Следует пояснить, что в мониторинге вузы традиционно делятся на три группы – зеленую, белую и красную. В первой доля отличников, набравших в среднем более 70 баллов (в пересчете на один экзамен), превышает 50 процентов. Вузы красной группы приняли на первый курс студентов со средним баллом ЕГЭ меньше 56, то есть троечников (кстати, 24 вуза красной зоны принадлежат Минсельхозу, 6 – Минтрансу). В вузах белой группы учатся хорошисты с баллами от 56 до 70.Мониторинг показал положительную динамику. Во-первых, выросло число вузов с высоким качеством приема. По сравнению с прошлым годом в зеленый зоне прирост – добавилось 24 вуза. В их числе Дальневосточный федеральный университет. Привлекательность региональных вузов для абитуриентов с каждым годом увеличивается. Число регионов, где на первый курс принято больше половины отличников, выросло с 4 до 11. В этом году к Москве, Питеру, Томску и Татарстану присоединились Новосибирская, Ленинградская, Свердловская, Нижегородская, Тюменская области, Краснодарский край, Башкортостан. Максимальный рост качества приема произошел в Бурятии – республика вышла из красной зоны.Вице-премьер Татьяна Голикова с радостью сообщила, что наконец-то удалось преодолеть негативную тенденцию, когда отличники уезжали учиться в столичные вузы, теперь они предпочитают оставаться в регионах.Вузов, где средний балл превысил 80, в этом году 41, что на 8 больше, чем в прошлом. Представляя мониторинг, спикеры отметили, что впервые в числе лидеров педагогический вуз – Московский государственный педагогический университет.В число тех, на кого нужно равняться, то есть в группу вузов 90+, сегодня входят семь вузов (в прошлом году их было пять). К маякам высшего образования – МФТИ, МГИМО ВШЭ-Москва, Санкт-Петербургскому университету, ­ИТМО – присоединились МИФИ и ВШЭ – Санкт-Петербург.Вторая новость. Хотя Топ-10 вузов остался прежним, но впервые за десять лет мониторинга первое место в рейтинге занял Московский физико-технический институт (государственный университет). Он обошел традиционного лидера – МГИМО. Физики потеснили дипломатов, пояснил Ярослав Кузьминов. В тройке лидеров НИУ ВШЭ (Москва), замыкает десятку сильнейших знаменитая Плешка, МГУ на девятом месте.Судя по результатам мониторинга, победители олимпиад по-прежнему выбирают для поступления исследовательские университеты. Это закономерно, прокомментировал процесс Ярослав Кузьминов, вузы проводят множество олимпиад. Но налицо перекос олимпиад в сторону математики и физики. После них идут социально-экономические науки. А вот олимпиад по инженерным, аграрным наукам, по транспорту, по клинической медицине мало. А ведь такие предпрофессиональные олимпиады помогают формировать элиту студенческого корпуса, заметил ректор НИУ ВШЭ.Какие же профессии наиболее привлекательны сегодня для выпускников школ? Мониторинг дает ответ и на этот вопрос. Вузы, где при поступлении средний балл составляет 80+, готовят специалистов по таким направлениям, как юриспруденция, востоковедение, реклама и связи с общественностью, лингвистика и экономика. К традиционным направлениям деятельности впервые в этом году добавились политология и дизайн.Здравоохранение, информатика и вычислительная техника, математика, физика, нефтегазовое дело – эти направления выбирают абитуриенты, имеющие от 70 до 80 баллов. Впервые перешагнули порог 70+ такие направления, как химия, биотехнология.В прошлые годы отмечался бурный рост качества приема на педагогические и медицинские специальности. Теперь он завершился, отметил Ярослав Кузьминов. Кризис переживают и такие крупные группы направлений подготовки, как сельское и рыбное хозяйство, транспортные средства, технологические машины и оборудование. До сих пор большая часть студентов, зачисленных на бюджетные места, имеют очень низкий уровень знаний. И причина не только в недостаточном спросе на таких специалистов в регионах, считает ректор НИУ ВШЭ. Вузы не прикладывают достаточных усилий, чтобы модернизировать учебные программы. Ответственность лежит и на учредителях вузов. Эта ситуация должна быть предметом анализа в правительстве и разговора с учредителями вузов – Минтрансом и Минсельхозом.Школьники стали лучше сдавать ЕГЭ, на это сделал упор руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. Увеличилось число высокобалльников. Количество выпускников, не получивших аттестат, сдавших на двойки, сократилось с 5 до 1,9%. При выборе явно лидируют естественно-научные предметы, меньше – обществознание. Причина, на взгляд Сергея Кравцова, в том, что Рособрнадзор за последние несколько лет закрыл вузы, которые давали некачественные знания по экономике и юриспруденции. Они во многом определяли спрос на экзамен по обществознанию.- В 2014 году было много разговоров о падении качества знаний по русскому языку, – заметил глава Рособрнадзора. – Но это было не падением, а результатом объективности экзамена. Потом началась реальная работа, и мы сегодня видим ее результаты. Все положительные тенденции об изменении качества приема в вузы начинаются со школы. Средний балл по русскому языку в этом году составил 70,84, что на 4,9 выше, чем в 2015‑м. Есть, правда, небольшое снижение по биологии и химии, но не из-за ухудшения качества образования, а за счет того, что больше ребят стало выбирать естественно-научные предметы для сдачи ЕГЭ. Ситуация такова, что школьники начинают ориентироваться на естественно-научные направления, инженерные специальности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте