search
main
0

Куда пойти учиться. Что влияет на решение детей и их родителей

Мониторинг экономики образования Высшей школой экономики ведется с 2002 года. Особый интерес вызывают данные о мотивах выбора учебного заведения.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

В 2007 г., как и в 2006 г., наиболее важными мотивами выбора вуза были хорошие преподаватели (выбор вырос с 25,3 до 31,7%), престиж (рост с 26,8 до 38,2%), хорошее обучение профессии (падение с 36,9 до 22,1%). Для учащихся СПО важнее всего был высокий уровень обучения нравящейся профессии (32,2% в 2006 г. и 28,5% в 2007 г.), хорошие преподаватели (25,9 и 29,2%). Мотивация бесплатности обучения изменилась с 29,1 до 16,2%, а ориентация на тех, кто уже учился там, – с 16,1 до 23,4%. Мотивация при выборе учреждения НПО практически не изменилась: самые сильные мотивы – легкость поступления (29 – 30%), легкость обучения (24,7 – 26,2%), хорошее обучение профессии (24,8 – 27,7%). Существенно упала важность мотива бесплатного обучения: с 28,8 до 15,7% в 2007 г. Школу чаще всего выбирают ту, которая расположена близко к дому (41,5 – 44,7% в 2006-2007 гг.), а также ту, где хорошие, квалифицированные преподаватели (43,2 и 40,1%). Снизилась мотивация бесплатного образования (с 15,1 до 6,6%) и престижа (с 23,5 до 17,9%).

Только около 13% студентов признались, что при поступлении им было все равно, куда именно идти учиться; среди студентов СПО и НПО эта доля снизилась: среди первых – с 19,2 до 15,3%, а среди вторых – с 29,5 до 23,6%.

Среди студентов, обучающихся на платной основе, подавляющее большинство сразу выбирают эту форму обучения, однако в 2007 г. эта доля несколько снизилась по сравнению с 2006 г.: для ВПО – с 75,4 до 70,7%, для СПО – с 89,7 до 82,4%, для НПО – с 85,7 до 78,9%.

Чем выше уровень образования, тем больше студентов окончили до поступления школу, имеющую статус гимназии, колледжа, спецшколы и т.п. Так, среди студентов вузов только 60% окончили обычную школу, по данным 2006 г., и 57,6% – по данным 2007 г., что может служить косвенным свидетельством возрастания неравенства доступа к высшему образованию. Доля учащихся из обычных школ в учреждениях СПО – НПО также упала: в СПО – с 77,7 до 75,9%, а в НПО – с 85,4 до 80,9%. Это, напротив, говорит о росте спроса на эти уровни профессионального образования и среди школьников, окончивших гимназию или спецшколу.

На всех трех уровнях профессионального образования существенно упала доля студентов, которые окончили школу, заключившую договор с вузом: среди учащихся ВПО – с 24,7 до 18,3%, СПО – с 13,7 до 10%, НПО – с 8,8 до 5,6%.

Это говорит о том, что спрос на такую форму взаимоотношений между школой и вузом в целом упал, особенно в условиях все большего распространения использования механизма ЕГЭ для поступления в вуз.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте