Закончились экзамены, выпускники подают документы в те или иные вузы. Но для многих до сих пор так и не вполне ясно, какую же профессию выбрать, по какому пути пойти. На самом деле во всем мире и во все времена этот вопрос был непростым для молодого поколения. Конечно, немало тех, кто, следуя семейным традициям, идет по стопам родителей, вливается в трудовые династии. С этим все понятно, тут колея накатанная. Однако гораздо чаще мы наблюдаем сюжет, когда за все годы обучения в школе ни учителям, ни родителям так и не удалось сформировать у ученика четкое понимание, кем быть, каким быть.
На мой взгляд, профессиональные тесты, якобы позволяющие определить, какая профессия тебе показана, в основном шарлатанство. Даже в 17 лет, не говоря уже о более раннем возрасте, трудно ожидать ясного понимания, чем же я хочу заниматься всю жизнь. Тем более что в современных условиях, когда все очень быстро меняется, люди часто меняют профессии, и это абсолютно нормальное явление.
Как быть в этой ситуации? Как говорят альпинисты, надо набирать высоту. То есть накапливать и получать то, что тебе пригодится всегда, при любом повороте судьбы. В этом плане образование во всем мире давно стало делиться на две ветки – профессиональное и академическое. В одном случае человек получает знания, необходимые в той или иной профессии, во втором – общую подготовку во всех областях, интеллектуальный багаж, мягкие навыки и уже потом на этом прочном фундаменте строит какое угодно здание, исходя из рыночной конъюнктуры и своих интересов. Выбор профессии здесь может отодвигаться на несколько лет после окончания университета.
С этих позиций можно сказать, что очень часто бакалавриат представляет собой некую форму получения универсального образования, а магистратура – узкопрофильного. Специалитет же является отраслевым образованием, рассчитанным на тех, кто точно знает, кем он хочет быть. В нем присутствуют все элементы академического образования, но предметы ориентированы на будущую специальность.
Чего же в этом смысле ждут от нашей школы? Многие философы утверждают, что маленький ребенок – универсал, tabula rasa, чистый лист бумаги, на котором можно написать любую тему. Это, конечно, спорная точка зрения, ведь есть ярко одаренные дети, у которых совершенно явно есть склонности к вполне определенному роду деятельности, конкретной профессии – спортсмена, музыканта, художника и так далее. И надо помогать им развивать то, чем их Бог одарил. Есть школьники, которые достаточно рано определяются, гуманитарии они или естественники. Для них существуют профильные классы или даже школы. А вот как быть с остальными, которых большинство? С теми, которые одинаково успешны (а чаще – неуспешны) как по физике, так и по литературе? Тут никакая предпрофессиональная или профильная подготовка не поможет, таким детям надо давать именно универсальное образование, то есть давать в равной степени и биологию, и историю, и технологию, и физическую культуру. Безо всякого углубления, которое можно получить в системе дополнительного образования. И, конечно же, надо развивать у них то, что обязательно понадобится в жизни, – креативность, критическое мышление, коммуникативность и пр.
Именно такой фундамент и должна формировать школа, чтобы каждый на выходе из нее имел багаж знаний, необходимых в любой жизненной ситуации, кем бы ты потом ни был. Если человеку внушать с детства, что у него получается математика, а с историей плохо, вряд ли потом, когда он станет взрослым, он сможет (даже если захочет) стать кем-нибудь еще, тем же историком, например. И тем более мы никогда не получим литератора, хорошо разбирающегося в технике, или инженера, разбирающегося в искусстве. Такое возможно, только если у тебя есть серьезная база знаний, умений, навыков. И компетенций.
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии