Чего угодно ожидал юный петербургский разносчик еды Матвей, но только не того, что его незадолго до наступления 1900 года уволят с работы. Как же так? Он лучший доставщик в статусной пекарне «Гольден Пироги», у него способность находить кратчайший путь до особняка заказчика, талант стремительно скользить на коньках по ледяной глади замерзших каналов… И вдруг промах – опоздание. А виновата карета с золоченым гербом, из-за которой перекрыли дорогу. Оттого-то и проснулась у Матвея политическая и другая злость.
Романтический фильм «Серебряные коньки» Михаила Локшина (это, к слову, его режиссерский дебют) знакомит нас прежде всего именно с бедным пареньком (Федор Федотов), хотя позже станет ясно, что главный герой здесь не он. Экспозиция и завязка вполне любезны зрительскому глазу, особенно учитывая, что аллюзии на современность идут прямо-таки обоймой. Судите сами: перекрытие дорог жандармами для удобства проезжающего министра, условные «пробки», возмущение простого народа. Потом грозный босс, старший пекарь, выкидывает работника на улицу с грошами вместо выходного пособия, а отчаявшийся уволенный кричит: «Требую полного расчета!» и, разумеется, делает себе только хуже. Позже будет еще один небезынтересный эпизод: Матвей и его отец-фонарщик (Тимофей Трибунцев) заведут речь о том, «когда же будут сбивать с крыш сосули», это для тех, кто помнит, что лет 10 назад слово «сосули» в Санкт-Петербурге в одночасье стало мемом.
Долго без дела Матвей не сидит (это для него непозволительная роскошь, принимая во внимание, что отец как-то подозрительно кашляет). В день, когда он гуляет по Ледовой ярмарке, перед ним, словно из ниоткуда, появляется молодой человек с демоническим блеском в глазах и дьявольской улыбкой (Юрий Борисов). «Алекс», – представляется он и приглашает прийти в полночь к Чертову мосту.
Матвей приходит, а точнее приезжает, на «собеседование» на своих особенных коньках, украшенных узорами, когда-то принадлежавших деду и отцу. Тут же узнает, что его новый знакомый является главарем воровской шайки. «Мы экспроприаторы», – изящно возражает Алекс и с не меньшей изысканностью ведет монолог о справедливости научения буржуазии и аристократии уму-разуму. По его убеждению, отобрать у верхов награбленное приравнивается к святому делу. Матвей же, хоть и зол на богатеев, сомневается в правильности этих тезисов, потому спешит откланяться, не подозревая, что горькая судьба еще сведет его с этим гением преступного мира.
А в это же время юная Алиса (Софья Присс), дочь министра Николая Николаевича Вяземского (Алексей Гуськов), в пышном дворце страдает от того, что не с кем поговорить, например, о химии или биологии, или о том, как стать слушательницей Бестужевских курсов, если «папенька категорически против». Отец и правда хмурится только при одном упоминании о женском высшем образовании, а помешанная на эзотерике мачеха Северина (Северия Янушаускайте) нашептывает ему на ухо: «Замуж пора ее выдать». Министр тут же подыскивает блестящую партию, князя Аркадия Трубецкого (Кирилл Зайцев).
Даже гувернантка мисс Джексон (Кэти Бэлтон), женщина большого ума, не опора девушке в ее стремлениях: учит воспитанницу английскому исключительно для светских приемов.
И было бы все у Алисы как в жизни (замужество, балы, дети), но вдруг неожиданная встреча, и все закрутилось, как в сказке, к великому нашему удовольствию.
Фильм «Серебряные коньки», вдохновленный, по словам авторов, знаменитым одноименным романом Мэри Мэйпс Додж, – настоящее новогоднее кино, усиливающее атмосферу самого волшебного праздника в году. Параллельно с темой чуда и любви звучат (в данном случае звенят, как игрушки на елке) вопросы о чести, достоинстве, свободе быть собой. И да, на первый план выходит все-таки Алиса с современной, феминистической в хорошем смысле, повесткой. Именно у аристократки Вяземской отлично проработаны внутренний и внешний конфликты, именно она сталкивается с настоящими антагонистами, проходит путь героя, то есть героини, и переживает настоящую трансформацию. Что до Матвея, то у него все прописано невнятно, но это логично в общей канве. Он становится для Алисы проводником в новой реальности, отдает всю свою силу, чтобы героиня могла полноценно реализоваться.
Каст здесь на зависть многим другим подобным фильмам, пожалуй, только исполнители главных ролей, петербургские актеры Софья Присс и Федор Федотов, не известны пока широкой публике. Северия Янушаускайте пленяет предусмотренным сценарием шармом иностранки, Алексей Гуськов и Тимофей Трибунцев ожидаемо убедительны в роли любящих отцов, а звезда спортивной драмы «Движение вверх» красавец Кирилл Зайцев демонстрирует еще и недюжинный талант фигуриста. Юрия Борисова необходимо отметить особо: его характерный Алекс, балансирующий на грани жизни и смерти, свободы и неволи, разума и безумия, настолько ярок и объемен, что создается иллюзия присутствия его прямо в зале, рядом со зрителем. Исключительная актерская работа Борисова, хочется видеть такое почаще и у многих.
Разумеется, «Серебряные коньки» есть за что покритиковать. Возрастной ценз 6+ все-таки лучше было повысить при наличии сцены не то чтобы откровенно эротической, но, скажем так, способной взбудоражить детское воображение. Я, посмотрев на маркер, полагала, что подобного не будет. Язык героев порой чересчур современен (при этом у меня нет претензий к словам «инновации» и «модернизация», они органично вылетают из уст чиновников позапрошлого века), нет, дело в общей стилистике. Ну и мне лично сложно удержаться от добродушного ехидства, в частности, от вопросов: а как Матвей доставлял пироги летом, когда лед таял? Он, видимо, становился лучшим гребцом на быстрой лодочке? Или коньки и тут выручали?
Но не стоит чрезмерно придираться к хорошему, зрелищному, развлекательному фильму. Положа руку на сердце, то, что его успели снять до ограничений, связанных с пандемией, можно считать нашим зрительским везением.
Комментарии