search
main
0

Куда, как и зачем?

Волшебство музея

Формирование и развитие социальных навыков у детей с особенностями развития является одной из наиболее значимых целей образования. Среди этих навыков может быть езда на общественном транспорте, адекватное поведение в общественных местах, соблюдение правил поведения при посещении музеев и кинотеатров и многое-многое другое. Именно эти навыки будут нужны ребенку каждый день на протяжении всей его жизни.

Постепенно московские музеи дают педагогам и родителям детей с особенностями развития все больше возможностей для проведения такого обучения. В школе №1321 «Ковчег» с 2015 года работают ресурсные классы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (проект ДОНМ «Инклюзивная молекула»). В наших классах обучаются ребята с выраженными формами расстройства аутистического спектра и другими особенностями развития, ментальными и физическими.

На начальных этапах работы практически все ученики демонстрировали различные формы неприемлемого поведения, когда сталкивались с необходимостью пребывания в общественных местах. Посещение московских музеев и других ориентированных на доступность для людей с инвалидностью площадок стало большим ресурсом для преодоления этих проблем. Ведь при грамотно спланированной поездке в музей можно решить огромное количество образовательных задач:

– проехать на общественном транспорте или экскурсионном автобусе;

– постоять в очереди в кассу музея;

– самостоятельно переодеться и сдать вещи в гардероб;

– тихо ходить по залам музея;

– следить за экскурсоводом;

– стоять спокойно, не прикасаясь к витринам, и многое другое.

Эти элементарные на первый взгляд задачи могут стать настоящим вызовом для ребенка с РАС.

Для того чтобы поездка в музей была максимально эффективной и минимально стрессовой для детей с аутизмом и другими особенностями развития, стоит хорошенько подготовиться.

Важно правильно выбрать музей. Наиболее удачными для поездки с детьми с особенностями развития будут интерактивные выставки и музеи. Там можно, и даже нужно, трогать экспонаты и достаточно активно перемещаться по экспозиции. Кроме того, работники музея должны понимать, какая группа к ним приедет. Тенденция такова, что все больше и больше московских площадок готовят программы для людей с инвалидностью или ОВЗ. И, как показала практика, эта подготовка уходит далеко вперед от простой установки пандуса.

Для детей с особенностями развития подготовлены специальные обучающие программы в Москвариуме, на городской ферме и в некоторых павильонах ВДНХ, в музеях «Экспериментаниум» и «Живые системы», в Дарвиновском музее и Московском зоопарке, в Музее «Гараж» и в Историческом музее. И это, к счастью, далеко не полный список. Это лишь немногие площадки, которые успели посетить наши ученики.

Выбор музея – дело важное, но отнюдь не единственное. Очень важно подготовить учеников к тому, что их ждет в процессе посещения музея или выставки. Данная подготовка включает в себя несколько аспектов. Первый -разбор незнакомой лексики и предварительное знакомство учеников с темой экскурсии. Это можно сделать, например, на уроке окружающего мира.

Предварительное знакомство с материалом позволит ребятам больше понять в процессе посещения экскурсии. Для этого, конечно же, нужно наладить связь с работниками музея, попросить рассказать о содержании занятия или экскурсии. Как правило, все идут навстречу. Далее нужно рассказать детям о самом формате, в котором будет проходит незнакомое мероприятие.

Наиболее удобным методическим инструментом для этого является метод социальных историй. Данный метод был разработан для обучения детей с расстройствами аутистического спектра тому, как надо и не надо вести себя в различных социальных ситуациях. При помощи социальной истории мы можем просто и наглядно объяснить ребенку с особенностями развития, что ждет его на экскурсии. Например, таков был текст для поездки в Московский зоопарк:

«В понедельник вместо школы мы поедем в зоопарк. Зоопарк – это место, где живут разные животные.

Сначала в зоопарке мы пойдет в лекторий. Там будет занятие. Мы будем слушать, что рассказывает педагог. На занятии мы сможем увидеть и погладить разных животных.

Если я не захочу никого гладить, я могу сказать «нет» и спокойно посидеть.

После занятия мы пойдем гулять по зоопарку и увидим там много разных животных. Животные в зоопарке живут в вольерах, за забором. Я буду стоять рядом с забором. В зоопарке нельзя трогать животных в вольере и подходить очень близко к забору. Если я испугаюсь какого-нибудь животного, я могу отойти подальше от вольера.

Если я захочу есть, пить или сходить в туалет, я скажу об этом тьютору. После зоопарка мы с мамой поедем домой».

Третья часть подготовки к походу в музей связана с особенностями каждого ученика в отдельности. Если педагоги и родители знают, что ребенок может плохо себя вести, если будет голоден, стоит запастись едой для небольших перекусов (предварительно узнав, где в музее можно перекусить).

Для ребенка с повышенной чувствительностью к громким звукам стоит взять шумоподавляющие наушники. Возможно, у вас есть ученик, которому очень сложно находиться в незнакомых местах или в местах с большими скоплениями людей. В таком случае будет правильно заранее выбрать временной лимит пребывания в музее для этого ребенка и по окончании этого времени отпустить его с родителями (тьютором) домой или на прогулку в ожидании остальных.

В заключение хочется сказать пару слов о целеполагании. Когда мы продумываем экскурсию или поездку с нашими учениками, прежде всего мы думаем о том, какую маленькую задачу мы можем решить при помощи этой конкретной поездки. Однако очень важно помнить, что из всех этих маленьких сегодняшних задач должна получиться одна большая цель: сделать жизнь ребенка и его семьи лучше и счастливее.

Если наши ученики с РАС научатся хорошо вести себя в музее, их семьи станут значительно свободнее в выборе места для проведения отпуска и досуга, например. А самому ребенку это даст огромные возможности для получения новых впечатлений и интересного опыта.

Анна КАЛАБУХОВА, педагог-психолог школы №1321 «Ковчег»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте