В нашей школе учатся не только за партой, в этом нам помогает проект «Урок в Москве». Задача проекта – помочь московским школьникам освоить образовательное пространство города, в котором они живут. Такие уроки помогают получить новый опыт и расширить собственный кругозор профессий.
Урок можно провести в любом месте столицы, мы для проведения своего урока выбрали метеостанцию «Балчуг». Эта станция находится в самом центре Москвы, на Овчинниковской набережной Москвы-реки. От Красной площади и нашей школы до метеостанции всего 15 минут пешком.
Метеостанция «Балчуг» была открыта после Великой Отечественной войны, в сентябре 1946 года, наблюдения за погодой ведутся здесь уже больше 75 лет. «Балчуг», как и большинство метеостанций, входит в сеть метеостанций Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Разработанный нами метапредметный урок начался с интерактивной экскурсии, которую провела начальник метеостанции Татьяна Геннадиевна Ревкова. Уже во время экскурсии ребята начали заполнять маршрутный лист. Задания маршрутного листа включали практико-ориентированные задания по географии, биологии, экологии, истории и позволили привлечь обучающихся к познавательной и творческой деятельности. Таким образом, знакомство с городом позволяет за пределами урока усилить его образовательный эффект.
В учебниках для 6‑го класса, как правило, говорится о понятии погоды, основных погодных элементах и коротко о метеопрогнозировании. Ребята на практике закрепили теоретические знания по теме «Атмосфера». Узнали, как устроена метеорологическая площадка. Увидели в действии работу метеорологических приборов, необходимых для наблюдений за приземным слоем атмосферы. Метеорологи показали, как измеряют давление атмосферного воздуха, температуру воздуха и почвы, скорость и направление ветра, видимость, интенсивность осадков. Ребята ознакомились с гелиографом – прибором, измеряющим сколько часов за сутки светило Солнце. Они смогли самостоятельно снять показания с метеорологических приборов, заглянув в психометрическую будку, которая размещена на высоте два метра, от солнечной радиации ее защищают жалюзи. Учащиеся увидели, как показания приборов в автоматическом режиме каждые три часа отправляются в Единый центр обработки. Но если происходят резкие изменения, например усиливается ветер, то такие показания нужно срочно передавать МЧС для предупреждения. Поэтому, несмотря на то что основные процессы на метеостанции автоматизированы, заменить человека они не могут. Метеорологи ежедневно каждые три часа в любую погоду круглые сутки контролируют показания метеорологических приборов, если необходимо, в ручном режиме снимают показания и отправляют их в Единый центр обработки.
В рамках такого урока учащиеся на практике узнали о важности работы метеостанции, получили навыки работы с метеоприборами, закрепили полученные на уроках географии знания о погоде и ее прогнозировании.
Таким образом, можно сделать вывод, что урок на метеостанции и непосредственное знакомство с приборами и методами метеонаблюдения оказывают большую помощь в выработке у учащихся представлений о погоде и ее прогнозировании. Благодаря посещению метеостанции «Балчуг» учащиеся ознакомились с профессией метеоролога, расширили свой кругозор, ведь не важно, кем ты будешь в будущем – режиссером или сценаристом, иметь представление о картине мира является необходимым условием.
Светлана КРАСИЛЬНИКОВА, учитель биологии школы №518;
Ольга ПРИСТАВКИНА, учитель географии школы №518
Комментарии