Цели классного часа:- просвещение учащихся, с тем чтобы они могли выработать собственные нравственные взгляды, суждения, оценки;- изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;- критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников;- развитие нравственных личностных качеств, таких как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Задачи классного часа:- подвести ребят к мысли о необходимости самовоспитания;- стимулировать стремление вести конструктивную дискуссию;- акцентировать внимание на выборе положительного идеала на пути к самосовершенствованию;- оказать помощь в выборе положительных целей.Форма классного часа: круглый стол (родители, учащиеся, ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны).Ход классного часаВступление. Звучит аудиозапись притчи «Какой волк победит?»:«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:- А какой волк в конце побеждает?Старик улыбнулся и ответил:- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».Учитель: Ребята, скоро вы закончите обучение в школе и войдете во взрослую жизнь. От вас зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете ее радостно и счастливо.А ведь наша жизнь так коротка! Она не имеет ни черновиков, ни дублей. Ни один день не возвратишь, не проживешь заново. А ведь судьба некоторых людей складывается так, что много дней, а иногда и целые годы пролетают беспамятно и бездумно, будто их и не было вовсе.Вы, ребята, уже успели почувствовать, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд, это и горести, и трудности, и переживания. Поэтому те люди, которые заранее готовятся к встрече с жизнью, как правило, проживают ее интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить на всем готовом, за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. А кому приятно всю жизнь воевать?Поэтому наша задача состоит в том, чтобы способствовать правильному выбору того, что может пригодиться в жизни в современном обществе каждому из вас. Дать мудрые советы и наставления.В процессе подготовки к классному часу вы готовили презентации на тему «Жизнь дается один раз…», в которых должны были представить описание жизненного пути известных людей. Давайте посмотрим на результаты вашей работы.Представление презентацийУчитель: Скажите, что объединяет этих людей? Какие факторы способствовали их жизненному росту?Ответы ребят.Учитель: Сегодня на нашем классном часе присутствуют гости – ветераны труда и войны, прошедшие нелегкий жизненный путь. Они пришли к нам, чтобы поделиться жизненной мудростью и дать советы в вашем самоопределении.Диалог с ветеранами и родителямиСовместная дискуссия «В мире мудрых мыслей» по темам:- «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе»;- «Мудрость состоит не в том, чтобы никогда не делать ошибок, а в том, чтобы уметь исправлять их и никогда их не повторять» (Макаров);- «Хорошая книга – это письменная опытность» (Гуарт);- «Человек через слово всемогущ» (Г.Державин);- «Никто не станет мудрым, не будучи терпимым» (Ф.Бэкон);- «Добро творишь – себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь» (Соломон).Учитель: Конечно, давать советы легче, чем выбирать самому жизненный путь и отвечать на вызовы судьбы. Каждый из вас индивидуальность и наверняка будет строить сценарий своей жизни исходя из личных интересов и предпочтений. Вы наверняка часто задаете себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью на них не ответить никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотрите на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого вы хорошо знаете, скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек, не знающий истинных мотивов. Вы поймете, каким вас видят другие люди, но, с другой стороны, избавитесь от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.Я предлагаю вашему вниманию игру «Ассоциации». Сядем в круг и по очереди скажем, какие ассоциации у нас возникают друг о друге. Возможно, эта игра поможет вам по-другому взглянуть на себя и окружающих.Игра «Ассоциации».Учитель: Ваш характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от различных жизненных перспектив. Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. И помните, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) – исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное – интерес; запомните: способности формируются в деятельности. Привыкайте трудиться.Уже сейчас многим из вас кажется, что есть черты характера, препятствующие вашему дальнейшему росту. Предлагаю вам провести игру «Аукцион». Вам предлагается «обменять» черты характера, которые вам мешают, на лучшие, представленные другими ребятами, и объяснить свой выбор. Вам дается несколько минут на подготовку. Можно обратиться за помощью к нашим гостям.А сейчас я предлагаю вам построить модель счастья. Внешне это мозаичная фигура, состоящая из множества элементов. Каждый элемент подпишите тем словом или символом, который, по вашему мнению, станет частью вашей счастливой жизни в будущем.Этап рефлексииУчитель: Ребята, поделитесь впечатлениями о сегодняшнем занятии. Какие новые идеи возникли у вас? Изменили ли вы свое отношение к способам принятия решений?Ответы ребят.Учитель: В заключение нашего занятия послушайте притчу.Однажды ученик спросил Учителя:- Учитель, в чем смысл жизни?- Чьей? – удивился Учитель.Ученик, немного подумав, ответил:- Вообще. Человеческой жизни.Учитель глубоко вздохнул, а потом сказал ученикам:- Попробуйте ответить сами.Один ученик сказал:- Может быть, в любви?- Неплохо, – сказал Учитель, – но неужели одной любви достаточно, чтобы на склоне лет сказать «Я жил не зря»?Тогда другой ученик сказал:- По-моему, смысл жизни в том, чтобы оставить после себя что-то на века. Как, например, ты, Учитель!- Ух, – улыбнулся Учитель, – если бы я знал тебя похуже, мог бы принять это за лесть. Ты хочешь сказать, что большинство людей живут зря?Третий ученик неуверенно предположил:- А может быть, его и не надо искать, этот самый смысл?- Ну-ка, ну-ка, – заинтересовался Учитель, – объясни, почему ты так думаешь?- Мне кажется, – сказал ученик, – что если задаваться этим вопросом, то, во-первых, точного и окончательного ответа все равно не найдешь, будешь все время сомневаться, а во-вторых, какой бы ты ответ ни нашел, все равно всегда найдется кто-нибудь, кто будет с ним спорить. Так вся жизнь пройдет в поисках ее смысла.- То есть что получается, – улыбнулся Учитель, – смысл жизни в том, чтобы…- Жить? – сказал ученик.- По-моему, это ответ! – и Учитель жестом показал, что сегодня занятия закончены.Учитель: Пусть ваша жизнь будет счастливой!Наталья ЦЫГАНКОВА, учитель истории средней школы №48 Мурманска, учитель года Мурманской области-2012
Комментарии