Челябинская область вошла в число 10 пилотных регионов, где с марта в штатное расписание школ вводится должность советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями. Кандидаты проходят отбор в рамках конкурса «Навигаторы детства», который совместно объявили Минпросвещения России и Российское движение школьников. Введение новой должности стало главной темой совместного заседания коллегии Министерства образования и науки Челябинской области и Общественного совета при министерстве с участием первого заместителя губернатора Ирины Гехт.
Как отметил председатель Общественного совета, лидер областной организации Профсоюза образования Юрий Конников, Минобрнауки региона всегда активно включается в новые проекты. А профсоюз вносит свой вклад в реализацию инициатив, обеспечивая защиту прав работников в условиях нововведений. Но этот проект с точки зрения дефицита понимания действий и результатов педагоги расценивают как один из самых сложных.
– Сегодня власть и большая часть общества, которая задумывается о будущем, по-настоящему осознали, что воспитательная работа имеет не меньшее значение, чем обороноспособность страны, – говорит Юрий Владимирович. – Ведь важно не только количество школьников, занятых интересным делом, но и их мировоззрение, возможность противостоять внешнему негативному влиянию. И в этом смысле педагоги, отвечающие за здоровье ума, наравне с медиками, отвечающими за здоровье тела, находятся на передовой.
Выступая на заседании, Юрий Конников рассказал о том, что сегодня тревожит педагогов, мешает им в работе, и с какими предложениями они обращаются:
– Бумажная нагрузка не сокращается. Растет количество всевозможных мониторингов, олимпиад, конкурсов – все это ложится на плечи учителей, причем зачастую в приказном порядке. Классные руководители не знают, какой объем работы они должны выполнять, и это вызывает негативную реакцию.
Российское движение школьников сегодня расширяет свое влияние на молодежь. Проводится множество мероприятий: конкурсы, флешмобы, форумы. Ребята активно участвуют в них, отзывы хорошие. Но и здесь дополнительная нагрузка для учителей, которые все это сопровождают.
Педагоги хотят видеть в РДШ не только инициатора мероприятий, а партнера и помощника.
Самой большой проблемой Юрий Конников считает взаимоотношения школы с родителями:
– Сегодня в обществе, СМИ, административных органах доминирует мнение, что родитель всегда прав. Но это игра в одни ворота. Дошло до того, что директор вынужден ставить во главу угла отсутствие жалоб.
В итоге противоречия перерастают в агрессию. Педагоги предлагают многочисленным советам, ученому сообществу, органам власти оказать содействие в поиске единых подходов в достижении целей воспитания. Необходимо строить диалог. Учителя должны ощущать себя равноправными участниками воспитательного процесса и частью большого сообщества единомышленников.
По словам Юрия Конникова, всеобщее непонимание складывается в отношении новой должности советника директора школы. Чем конкретно будет заниматься этот специалист?
– «Мистер Х» – так мы назвали новую должность.
Даже управленцы высокого ранга по-разному трактуют его функционал: работа с НКО; свежий взгляд, который приведет к обновлению формализованной, унифицированной школьной жизни, – этакий луч света. А министр просвещения РФ Сергей Кравцов дал такое пояснение: организация внеучебной деятельности школьников (посещение театров, организация спортивных мероприятий и так далее). Складывается впечатление, что все, что касается этой должности, отдано на откуп Российскому движению школьников. Но спрос-то в любом случае будет с системы образования.
Как подчеркнул профсоюзный лидер, четкий функционал важен не только для человека, который займет должность советника директора, но и для педагогического коллектива. Неопределенность создает напряжение, а двойственность внешнего влияния может привести к конфликтам внутри администрации школы с учетом того, что должность специалиста по воспитательной работе никто не отменял.
– Очень важно найти такой вариант взаимоотношений «образование – РДШ – школа – родители», чтобы был позитивный результат, – считает Юрий Конников. – По итогам конкурса «Навигаторы детства» на должность советника придут интересные молодые педагоги, и мы обязаны изначально четко сформулировать их роль и место в структуре школьного коллектива в соответствии с законодательными нормами, с учетом традиций образовательной организации. И, конечно, лучшая кандидатура на должность советника директора – человек из этой же школы. Думаю, на селе именно так и будет. Следующий шаг за руководителем, который должен сам понимать и объяснить коллективу роль этого человека.
Профсоюз волнуют не только трудовые функции, которые будет выполнять новый специалист, но и его социальные гарантии, правовая защищенность. И здесь возникает множество вопросов: это отдельная должность или дополнительная работа? Если отдельная, то какие квалификационные требования будут предъявляться? И будет ли должность педагогическая, управленческая? К какой профессиональной квалификационной группе она будет относиться? Кто кому будет подчиняться? За счет каких источников будет обеспечено финансирование: бюджетных денег, выделяемых на оплату труда в школах, или средств РДШ? Если это отдельная должность, то какой режим работы, какая заработная плата предусмотрена для советников? Если речь идет о совместителе, то когда он будет выполнять основную работу?
В заключение Юрий Конников отметил, что профсоюз готов разделить ответственность за реализацию проекта, если его предложения будут учитываться при введении новых должностей в системе образования.
Пресс-служба Челябинской областной организации Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии