Эксперты и астрологи считают, что 2011-2012 учебный год будет спокойным и ничем не выдающимся. Почему-то они не учитывают, что в декабре нас ждут выборы в Госдуму РФ, а в марте – выборы президента. Именно эти два события и сделают этот год весьма специфическим.
Предвыборная лихорадка, вне всякого сомнения, скажется на положении дел в системе образования, на плечи которой, как всегда, лягут тяготы проведения предвыборной кампании. Скорее всего региональным и муниципальным начальникам от образования строго-настрого прикажут обеспечить необходимые проценты, не исключено, что после выборов многие из них лишатся своих мест, если эти проценты будут меньше, чем ожидают, во всяком случае так было в предыдущие годы. Для выборов, конечно, как всегда, будет использован административный ресурс. При этом отдельные педагоги станут депутатами, на прошедших праймериз Общероссийского народного фронта это было продекларировано как внимание к учительскому корпусу, но избраны будут не самые смелые и достойные, готовые биться за права коллег, а сговорчивые, удобные, готовые идти на компромисс. Что касается Государственной Думы РФ, то эксперты прогнозируют практически полную смену состава Комитета по образованию. По прогнозам, его может возглавить Тина Канделаки, которая в последнее время активно занимается проблемами образования не только в рамках Общественной палаты.Думский комитет станет ключевым звеном в принятии нового закона «Об образовании в РФ», который обсудит на августовских и сентябрьских педсоветах и различных совещаниях система образования. Весь вопрос в том, кто примет этот закон: или это сделает сразу в трех чтениях, уходя в отставку, нынешний состав комитета, или эта честь достанется новому комитету. Но то, что в этом учебном году закон будет принят, несмотря на критику оппонентов, сомнения не вызывает. Вполне вероятно, что вокруг законопроекта выстроят предвыборную борьбу оппозиционные партии, например, КПРФ поднимет на щит альтернативный закон, разработанный депутатом Олегом Смолиным. Если с законодательной властью все более или менее ясно, то с исполнительной полно самых различных предположений. Чиновники в последнее время действуют по принципу «Мы сказали, они (учителя) сделали», считая, что этого достаточно для успеха модернизации образования, но в этом заключается их главная ошибка. Если бы чиновники внимательно читали то, что пишут учителя в блогах и форумах, то поняли: противостояние реформам довольно значительное, а социальная напряженность день ото дня возрастает.Эксперты считают, что основным лозунгом оппозиционеров и просто недовольных в новом учебном году станет «Фурсенко в отставку!», а первой пробой сил – попытка сорвать День знаний, превратив его в «День незнаний» и призвав родителей не вести детей в школу 1 сентября. Поразительно, что при этом никто не говорит о главном – о том, что необходимо серьезно отнестись к грядущим выборам. Ведь Андрей Фурсенко – человек правительственной команды, и было бы странно, если бы он не разделял ее взгляды. Но делать министра единственным виновником того, что происходит с системой образования, по меньшей мере странно, нужно винить самих себя, голосующих за ту или иную партию, представители которой потом формируют правительство. Протестные планы оппозиции не могут не вызвать сомнений – все дело в том, что в учительской среде противники реформ и министра не консолидированы, а потому слабы. Но эксперты все же прогнозируют нарастание напряженности в учительской среде, связанное, во-первых, с новым порядком аттестации, а во-вторых, с низкими размерами оплаты труда. Эти прогнозы косвенно подтверждают те же самые блоги и форумы, где критика нарастает, причем критики уже не боятся называть свои фамилии и адреса. Весь вопрос в том, кто воспользуется недовольством учителей и объединит их под своими знаменами. Эксперты не исключают, что в нынешнем учебном году власть все же предложит разделить министерство на два – науки и просвещения, что Фурсенко может возглавить министерство науки. Впрочем, сможет ли Андрей Александрович возглавить научное ведомство, большой вопрос, ведь в прошлом учебном году практически дискредитирована идея создания национальных исследовательских университетов: деньги им были даны немалые (больше 12 млрд рублей в 2009 и 2010 годах, 10 млрд рублей в 2011 году), но планы остались планами на бумаге, а университеты, по признанию самого Андрея Фурсенко, не стали в полной мере мощными научными университетами. В новом учебном году не исключено лишение некоторых НИУ этого статуса.Что же касается должности министра просвещения, то кроме имен, которые «УГ» уже называла, в списке претендентов появились фамилия Дмитрия Ливанова, бывшего заместителя министра образования и науки, ныне ректора МИСИС, и Светланы Журовой, вице-спикера Госдумы. Но знающие люди утверждают, что реальные шансы занять этот пост есть только у Любови Глебовой и Дмитрия Ливанова. Победит тот, у кого окажется более сильная поддержка на момент назначения. В Белом доме. Или в Кремле. До президентских выборов или после. В ходе выборов их организаторам потребуются какие-то решительные поступки власти, которые покажут, как она заботится о народе, и учителях в том числе. Один поступок уже предпринят: по инициативе Владимира Путина зарплата учителей должна увеличиться в среднем на 30 процентов и достичь размера средней по экономике. Деньги регионам выделены, соглашения подписаны, полномочия определены, но (парадокс!) педагоги особой благодарности не выказывают. Не исключено, отмечают эксперты, что в результате крупных недостатков в информационной работе вместо благодарности учителя будут роптать, и ропот тот удивит власть имущих, которые уверены, что акция облагодетельствует педагогов. Все дело в том, что учителя и в самом деле ждут 30-процентного повышения зарплаты, но им так и не объяснили, что всем прибавят по-разному – в бедных регионах – по 50 процентов, в богатых – считанные проценты, к тому же и повышение скажется на фонде оплаты труда, а вовсе не на персональных доходах педагогов. И судить о зарплате будут по-прежнему по средним значениям.Эксперты прогнозируют, что в нынешнем учебном году все те шаги в сфере образования, которые в последние годы преподносили всем как благо, предстанут как череда провалов. Срыв ЕГЭ в прошлом учебном году, по их мнению, продолжится в новом и вынудит власть принимать некие решительные шаги. Обращает на себя внимание то, что в новом учебном году чиновники никак не смогут проанализировать все риски и свести их на нет. Как необходимые меры министерство предлагает создать автоматизированные системы учета и проверки итогов ЕГЭ при приеме в вузы, что опять потребует выделения немалых бюджетных средств. Однако эксперты считают, что эти меры малоэффективны и что в конце концов Россия примет украинский вариант, когда экзамены в своих школах в обычной форме будут сдавать все выпускники, а в независимых центрах – те, кто захочет поступать в вузы. В новом учебном году в начальной школе будут введены стандарты, которые предполагают существенные расходы на создание среды. Если богатая Москва не смогла сразу обеспечить всем необходимым все школы, то небогатым регионам сделать это будет еще труднее. Одно из двух: или регионы будут лезть из кожи, добывая нужные средства, или станут составлять благополучные отчеты, доказывая, что у них и так все хорошо. В любом случае эксперты считают, что внедрение стандартов в начальной школе будет сопряжено с немалыми сложностями. Стандарты средней школы будут введены позже, но нынешний учебный год станет временем прикидки того, как пройдет этот процесс, ведь оборудования там потребуется еще больше, а значит, и проблем будет тоже больше. В этом же году, вполне вероятно, власть имущие дожмут общественное мнение и в конце концов добьются принятия стандартов старшей школы. В новом учебном году очень острой станет проблема кадров, в регионах уже появляется дефицит педагогов, с одной стороны, учителя уходят из-за низкой зарплаты, с другой – молодые на их место не приходят по той же причине. Эксперты прогнозируют, что прекратится безудержная критика педагогических вузов и будет взят курс на повышение зарплаты вузовским педагогам и повышение стипендии студентам. Экспертные группы уже предложили Правительству РФ увеличить бюджетные расходы на образование с 4 до 5% ВВП к 2015 году, значительно увеличив заработную плату преподавателям и стипендии студентам, правда, для всех вузов России. В новом учебном году, с одной стороны, практически завершится передача ПТУ и ссузов на региональный уровень, с другой – обострятся проблемы рынка квалифицированного труда. В связи с чем эксперты прогнозируют появление профессиональных ассоциаций, введение в практику профессиональных экзаменов, которые помогут работодателям отбирать высококвалифицированных работников с профессиональным образованием и назначать им соответствующие зарплаты. Событием нового учебного года, по мнению экспертов, станет долгожданное обнародование документа, разработанного в рамках разработки «Стратегии-2020» группой авторов, которую возглавляют научный руководитель Института развития образования НИУ – ВШЭ Исак Фрумин и бывший ректор Московской высшей школы экономических и социальных наук, а ныне сотрудник ВШЭ Анатолий Каспржак. Это некий прогностический документ, авторы которого считают, что развитию образования мешают неравномерность качества образования в регионах и федеральном центре, а также в престижных и непрестижных школах, недостаточный охват населения услугами дошкольного образования, кризис внешкольного образования, развал педагогического корпуса и резкое падение престижности этой профессии, сопротивление реформам «на местах», в частности, введению нормативно-подушевого финансирования и ФЗ-83 (закон, который дает школам возможность зарабатывать деньги платными секциями и кружками, но ограничивает их в бюджетном финансировании), отсутствие механизмов общественно-государственного контроля и избыточная концентрация полномочий на федеральном уровне, а также отсутствие национальной системы оценки качества образования и несовершенство механизма ЕГЭ.Для выхода из создавшегося кризиса эти эксперты прогнозируют два сценария – консервативный, при котором все останется как есть, что еще более усугубит все существующие проблемы системы образования, и стабилизационный, который будет заключаться в доведении до конца всех предложенных реформ, включая реализацию проекта «Наша новая школа», совершенствование механизмов ГИА и ЕГЭ, введение в работу ФЗ-83 и механизма, который регулирует оплату труда педагогов в зависимости от показателей качества.После завершения стабилизационного сценария авторы документа предлагают перейти к модернизационному, который суть: повышение гибкости управления в системе образования, принцип расширенной автономии и независимости для тех учебных заведений, которые будут демонстрировать высокие достижения по принципу «свобода в обмен на качество», введение и расширение практики общественного влияния и контроля на всех уровнях образования вплоть до передачи общественно-профессиональным объединениям некоторых функций в области контроля и надзора, создание для каждого ученика индивидуального образовательного плана, обновление стандартов педагогического образования и даже принятие специальных профессиональных стандартов для педагогов. Наиболее важным моментом модернизационного сценария, без которого все реформы потеряют смысл, авторы считают завершение работы над национальной системой оценки качества образования по образу и подобию тестирования PISA, когда оцениваются не только полученные знания, но и уровень компетенции, а также степень социализации учащегося. Не исключена реализация и другого предложения – введение платного образования при рассмотрении «сферы неформального образования и социализации как сферы услуг». На свет в очередной раз извлечены предложения о ваучерах – именных сертификатах, которые будут вручать малоимущим на получение дополнительного образования, и отмене лицензирования и аккредитации образовательных учреждений – их хотят заменить так называемым голосованием рублем, то есть порядком, когда чем больше граждан придет в эти учреждения, тем выше будет их общественно-государственный статус. Вполне возможно, в этом учебном году нас ждет еще много самых различных предложений, поэтому единственный вариант поведения – быть бдительными, чтобы, одобрив их, потом не сожалеть о поспешных решениях, осложнивших жизнь педагогического сообщества.
Комментарии