В течение многих лет работы с детьми в начальной школе у меня сложилась определенная система, с помощью которой ребенок постепенно входит в мир театра. Для одних детей театр – это избавление от неуверенности в себе, застенчивости, для других – это выработка умений контролировать свои эмоции, поведение. Кроме того, дети учатся понимать друг друга, поддерживать в нужных ситуациях.
Немаловажную роль играет расширение словарного запаса, дети учатся говорить четко, ясно, выразительно.
Литературное произведение не дает героев в готовом виде. Ребенку предстоит «оживить» его с помощью жестов, мимики, интонации. Таким образом он становится соавтором театральной постановки.
Но, пожалуй, самое главное в том, что зажигаются новые «звезды». Как правило, в классе всегда есть дети, которым трудно дается учеба. Они не пользуются авторитетом у одноклассников, да и учителей тоже. И вот такой ученик выходит на сцену и совершенно неожиданно открывается нам как талантливый артист. Как важно дать ему возможность испытать радость успеха!
Уже с первого класса мы начинаем пробовать свои силы в небольших сценках, отрывках из сказок. Во 2-м и 3-м классе это уже настоящие спектакли, поставленные по всем правилам сценического искусства. «Теремок», «Кошкин дом», «Мистер-Твистер», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»… В четвертом классе берем произведения более сложные и по сюжетной линии, и по психологии характеров, например, «Руслан и Людмила» Пушкина.
В начале этого года я провела анкетирование среди детей. Вот что написали ребята.
Настя: «Я когда выступала в «Теремке», испытывала радость и веселье. Мне это нужно для того, чтобы показать все, что я умею. Я хочу выступать еще».
Олег: «Я когда выхожу на сцену, чувствую волнение и страх. Вдруг зрителям не понравится, вдруг я плохо выступлю! Но зато когда звучат аплодисменты, на душе становится радостно».
Кирилл: «Когда мы играли сказку «Теремок», я боялся, что не выйду на сцену, но собрался с силами, вышел и сыграл свою роль волка. Так я поборол свой страх, это было первый раз в моей жизни».
Ксюша: «Я очень люблю, когда мы ставим спектакли. Когда я выступаю, я ощущаю небольшой страх. Но я себе говорю «Ты сможешь!», и у меня получается. Тогда у меня от счастья слезятся глаза. Я очень люблю, когда мы ставим спектакль».
Убеждена, театр – сильное педагогическое средство. Недаром в России до революции среди образованных слоев населения очень распространены были домашние спектакли.
Ася ТОЛМАЧЕВА, учитель начальных классов школы №2036, Москва
Комментарии