Традиционный вопрос: кто кому больше должен – школа родителям или родители школе? «Почему наш балбес плохо учится и отвратительно себя ведет?», «А почему вы с моим ребенком плохо работаете, совсем его не учите и не воспитываете?». И так далее. Подобные перепалки были, есть и будут, к сожалению.
Вот уже сколько десятилетий звучат заявления, что ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь, ведутся разговоры о том, что в школе субъект-объектные отношения необходимо менять на субъект-субъектные, чтобы ученик не был пассивным потребителем знаний, излагаемых учителем, а они работали бы вместе на достижение общих целей.
На мой взгляд, если брать пример с успешных школ, там все эти терзания остались далеко позади и даже не обсуждаются, ибо все понимают: и школьник, и учитель, и администратор – это полноправные участники единого образовательного процесса, ко всем ним необходимо относиться с уважением и учетом их интересов и особенностей. В таких школах никто не винит во всех смертных грехах кого-нибудь одного, например педагога, и не считает, что ребенок по умолчанию чист и непорочен, способен только на добрые поступки, словом, там воспринимают мир таким, какой он есть, а не таким, какой он должен быть, по мнению некоторых. Так вот, руководство этих школ, педагогический состав, ученики и родители действуют в единой парадигме, они объединены общей идеей и понимают, что только вместе могут достичь успехов.
А вокруг таких школ есть все прочие. В которых, например, люди уверены, что ученик – это пуп земли и ради удовлетворения его запросов учителям следует расшибиться в лепешку. Или школы, где главным считают директора, ибо он всему голова.
Кстати, что касается роли директора, то, конечно же, судьба любой образовательной (да и не только образовательной) организации очень сильно зависит от профессионализма ее руководителя. Но что же мы подразумеваем под профессионализмом директора? Понимаю, что выскажу непопулярную точку зрения, тем не менее, на мой взгляд, директор школы – это все-таки менеджер, управленец, его задача – создавать условия, для того чтобы в этой школе учителям было комфортно работать, а детям – учиться. Но от него до сих пор требуют, чтобы он читал труды классиков педагогики, изучал новейшие методики и технологии преподавания, знал отличительные особенности всех линеек учебников, разбирался в технических средствах обучения… Позвольте, но, если он всем этим будет заниматься, у него просто не останется времени и сил на главное – создание условий для всех остальных!
Между тем, напомню, у директора есть заместители, каждый из которых отвечает за свое направление деятельности – учебная и научная работа, организация мероприятий, информатизация, безопасность и так далее. Так вот, по-моему, каждый из них как раз и должен разбираться в этом от и до, а задача директора – назначить на соответствующую должность грамотного специалиста и доверить ему выполнение тех или иных задач. При этом он имеет полное право стремиться узнать как можно больше обо всем, но он не обязан вникать во все тонкости и проблемы, которых в школе миллион. Потому что за решение каждой из этих проблем отвечает тот, кому это поручено, а вот кому это поручить, решает именно руководитель.
Грубо говоря, есть глава государства и его министры. Если первое лицо постоянно будет лезть во все щели и говорить, как надо работать людям на местах, ничего хорошего из этого не выйдет. Есть министр обороны, и если армия не готова к войне или терпит поражение, значит, надо не строить из себя стратега, а поручить дело новому, более профессиональному стратегу.
Но, повторяю, наивно считать, будто в школе главный – это именно директор. Или ученик. Или учитель. В хорошей школе каждый выполняет свою роль и находится на своем месте, именно в этом залог общего успеха.
Виктор БОЛОТОВ
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии