В прошлом году Институт развития профессионального образования по заданию Минобразования РФ провел широкомасштабное Всероссийское социологическое исследование – опрос студентов и преподавателей системы НПО. Охват получился внушительным: 25 тысяч учеников и 5 тысяч преподавателей всех федеральных округов России. Подобное исследование, как известно, было предпринято ровно десять лет назад В.Собкиным и П.Писарским. Однако его масштаб с нынешним несопоставим. Не были грандиозными и другие исследования, хотя их авторы всерьез претендовали на выводы о состоянии системы образования в целом по стране, основываясь на далеко не репрезентативных выборках. Какие же результаты получены сейчас?
Дети
Зарубежные специалисты утверждают, будто наши ПТУ становятся прибежищем детей, не усваивающих общеобразовательную программу, но желающих выйти на рынок труда с дипломом. Возникают естественные вопросы о том, кто эти дети и что характеризует семьи будущих дипломированных рабочих. У почти половины их родителей есть общее среднее образование, у трети – среднее специальное, десятая же часть не имеет основного образования. Две трети родителей – рабочие, почти восьмая часть – колхозники или фермеры. Служащие составляют семь с небольшим процентов, инженеры – около четырех, руководители – 2,1 процента, 12 процентов родителей – безработные, и в основном это отцы. По этим данным можно сделать вывод о том, что социальный облик учащихся системы НПО свидетельствует о наличии сословности. Причем это не только историческая традиция, но и принцип современного общественного уклада, обусловленный явлением социального наследования. Во многом выбор детей определяется имущественным положением и мировоззрением родителей, которое, вне всякого сомнения, определяется материальным положением семьи. Так какое оно, это материальное положение?
Во-первых, нужно учесть, что большинство семей, в которых есть учащиеся ПТУ, к числу благополучных не отнесешь. 38,4 процента – неполные семьи, половина семей не имеют отцов. Стоит ли удивляться, что у 80 процентов семей учащихся доход составляет менее тысячи рублей в месяц на одного члена семьи, у трети – ниже 500 рублей, у трети семей доход приносит садовый участок, у 24,1 процента – дом в деревне. Кстати, ребята указывают в анкетах, что поступали в ПТУ, постоянно испытывая чувство голода (5 процентов), надеясь на бесплатное питание, а каждый десятый поступал из-за плохого материального положения семьи. Голодные, лишенные должного внимания и заботы семьи ребята поступают в ПТУ потому, что школа не хочет их воспитывать и обучать (многим приклеивают в школе ярлык трудновоспитуемых, а то и отпетых). Но, даже сделав случайный выбор учреждения НПО, через некоторое время ребята оказываются довольны выбором профессии. Отчасти это происходит потому, что в училищах к ним относятся не так, как в школах, помогают повзрослеть, найти свое место в жизни.
Результаты исследования продемонстрировали значительный спад общественной активности учеников. Более 70 процентов не участвуют в общественной деятельности, проявляя удивительную пассивность. Это не значит, что у ребят нет своих любимых партий, политических объединений. На первом месте – ЛДПР во главе с Жириновским (5,4 процента), на втором – “Единство” во главе с Шойгу, затем идут сторонники демократических реформ – Гайдар, Хакамада, Немцов (3,4 процента), анархисты (2,6 процента), коммунисты (3,4 процента). 47 процентов учащихся вообще не поддерживают какие-либо политические или общественные движения.
Как же складывается их жизнь, что их интересует, какие пристрастия они имеют? В основном учащиеся смотрят в свободное время телепередачи (57 процентов), слушают музыку и смотрят видео (60 процентов), слушают радио (34 процента), ходят в гости к друзьям (28,1 процента), посещают различные тусовки (17,6 процента), занимаются спортом (20 процентов). Стоит ли удивляться, что такой пассивно-развлекательный способ проведения досуга не способствует “окультуриванию” – мат, сленг, жаргон стали явлением повсеместным, более семидесяти процентов учащихся ПТУ курят, половина употребляют алкогольные напитки, 12 процентов – приобщаются к наркотикам время от времени, а 2,2 процента – постоянно. (Если бы наркотики стоили дешевле или семьи были позажиточнее, этот процент был бы более высоким). Наркотиками дети глушат свою неудовлетворенность жизнью (36,4 процента), скуку (14,2 процента). Спасти их можно было бы интересным досугом, занятиями спортом, общением с интересными людьми, умной воспитательной работой, превращением учреждений НПО в центры организации свободного времени, но всего этого пока нет.
Очень важная часть исследования – определение жизненных ценностей учеников. Приоритет у большинства из них (53,4 процента) – желание иметь крепкую семью, этого хотят 56 процентов городских и 18 процентов сельских учащихся. Стать высококвалифицированными специалистами хотят 42,2 процента, богатыми и материально независимыми людьми 35,5 процента, иметь крепкое здоровье 36,2 процента. Тревожно то, что служить людям хотят только 2,6 процента опрошенных, приобщаться к культуре и знаниям 5,5 процента. Но самое печальное в том, что 34,6 процента опрошенных, хотели бы родиться и жить за границей, объясняя это тем, что в России низкий уровень жизни (40 процентов), низкая социальная и правовая защищенность (28 процентов), низкий культурный уровень в обществе (10 процентов), что на Родине трудно проявить свои способности (14 процентов). Такие выводы не удивляют: ведь большинство детей проводят свободное время у телевизоров и видеомагнитофонов, смотрят фильмы с образцами зарубежного благосостояния. Фильмы вообще формируют своеобразное отношение к жизни. Не случайно треть учащихся не волнуют сцены убийства, 16 процентов с удовольствием видят насилие на телеэкране. При этом, как ни странно, 37,6 процента относят себя к глубоко верующим (однако каждый двадцатый учащийся уходит от православной церкви в сторону молельных домов, сект и других религиозных общин).
Отрадно, что многие ребята верят в будущее государственного сектора экономики. Если девять лет назад почти семьдесят процентов опрошенных хотели работать на частных фирмах, совместных предприятиях и в кооперативах, то сегодня приоритеты расставлены иначе: на первом месте госпредприятия (26,3 процента), на втором – иностранные фирмы (22,8 процента), на третьем – совместное (8 процентов) и на четвертом приватизированное предприятие (6,3 процента).
Взрослые
В системе начального профобразования трудятся 160 тысяч педагогов, из них чуть более 90 тысяч имеют высшее образование, около 60 тысяч – среднее специальное и около 13 тысяч – среднее образование. Только пятая часть самых важных наставников – мастеров производственного обучения – имеют высшее, однако часто непрофильное образование, 40 процентов – среднее специальное, почти треть мастеров со средним и ниже образованием. Интересно, что более трети мастеров имеют тот же или более низкий квалификационный разряд, чем тот, что присваивается выпускникам ПТУ. Но это не значит, что мастера удовлетворены уровнем образования, подготовки. 76 процентов опрошенных хотели бы получить высшее образование, каждый десятый мастер хотел бы стать кандидатом наук(!).
Выпускники вузов редко идут на работу в ПТУ, потому что не надеются получить там нормальную зарплату. И они правы, потому что, как показало исследование, от зарплаты до зарплаты живут 40 процентов педагогов и мастеров, более 27 процентов их живут в долг, почти 70 процентов имеют доход на одного члена семьи ниже 1000 рублей. 60 процентов работников системы НПО выживают за счет подсобных хозяйств, имея дома в деревне или садовые участки. Самое интересное, что семьи педагогов, мастеров и родителей учащихся одинаковы по уровню обеспеченности и социальной защищенности. Может, поэтому взрослые так опекают учеников, может, поэтому у них, педагогов, и их подопечных такое одинаковое отношение к жизни, к окружающей действительности. Педагоги также общественно пассивны (лишь 30-40 процентов их интересуются жизнью страны), так же проводят досуг (в основном у телевизора), также мало читают. Интересы педагогов вызывают только три газеты – “Комсомольская правда”, “Аргументы и факты” и “Учительская газета”, на журналы у них нет денег, половина педагогов имеют в своих домашних библиотеках всего до сотни книг. Никто из педагогов не имеет регулярного доступа в интернет, а компьютером пользуются только 9,8 процента опрошенных.
Могут ли педагоги согласиться с такой ситуацией? Нет, их волнуют проблемы повышения квалификации (45 процентов опрошенных говорят об этом), взаимоотношения с учениками (это тревожит 24 процента педагогов), карьера (об этом думают 20 процентов наставников). Педагоги убеждены, что необходимо срочно оснащать ПТУ современными ТСО (33 процента), менять содержание учебников (33 процента), заниматься перспективами трудоустройства выпускников (17 процентов), учетом запросов работодателей (13,5 процента).
Между педагогами и учащимися, несмотря на совпадение некоторых жизненных позиций тех и других, существует дистанция – лишь 38 процентов педагогов интересуются мнением учащихся по жизненным проблемам, 34 процента хотят обсуждать с ними проблемы профессиональной подготовки, личные проблемы учащихся волнуют только 22 процента преподавателей. Спрашивается, считают ли педагоги важным делом воспитание подрастающего поколения? Считают, говорит опрос: к наиболее важным сферам воспитания 63 процента педагогов относят нравственное, 45 – патриотическое, 26 – семейно-бытовое, 27 – эстетическое, 30 – правовое и экономическое. Но воспитанием, считают педагоги, должны заниматься не они, а специально созданные структуры (в этом убеждены 31 процент), молодежные организации (25 процентов). Лишь треть педагогов полагает, что воспитание могут осуществлять они сами, причем в неформальном общении со своими подопечными. Такая позиция педагогов объясняет то, что ребят больше всего интересует общение со сверстниками (50 процентов педагогов считают, что это так, и 80 процентов учащихся подтверждают это). Педагоги или мастера зачастую не становятся кумирами молодежи, неформальными лидерами, а потому ратуют за моральное порицание (67 процентов), административное воздействие (16 процентов), лишение стипендии (12 процентов), а также пересдачу экзаменов и зачетов на платной основе (36 процентов).
Виктория МОЛОДЦОВА
От редакции
19 октября 2002 года состоится обсуждение проекта концепции воспитания на расширенной коллегии Минобразования РФ. Представляется, что результаты проведенного социологического исследования могут стать предметом самого пристального рассмотрения и базой для принятия грамотного и объективного решения, составления обращения в Правительство РФ или Госсовет России, может быть, в конце концов появятся на свет развернутые и дифференцированные рекомендации, связывающие проблемы воспитательной работы в учреждениях системы НПО с реалиями сегодняшней рыночной России.
Комментарии