Цели урока: Обучающая – анализ текста, построение диалога на его основе; поиск информации в Интернете. Развивающая – формирование коммуникативной, в том числе социокультурной и социолингвистической компетенции. Воспитательная – воспитание патриотизма на примере истории развития науки и роли России в истории научной мысли человечества в ХХ веке.
Уровень: 10-11-е классы.
Оборудование: компьютеры; доступ к Всемирной сети; электронная доска.
Время: два урока, в зависимости от уровня знаний учащихся.
Межпредметные связи: история, физика, информатика, биология.
Задачи урока: развитие навыков чтения и говорения на английском языке на материале предлагаемой статьи; развитие навыков быстрого поиска информации в Интернете, обучение умению отбирать и сохранять нужные сведения.
Полезные сайты:
Сетевая энциклопедия «Википедия» на русском и английском языках wikipedia.org. Легка в обращении, удобна для поиска биографических сведений и сохранения данных.
Поисковые сайты yahoo.com, google.com. Можно посмотреть новости науки и культуры непосредственно перед уроком.
Словарный сайт thefreedictionary.com. Легко найти определения нужных слов. Содержит такие рубрики, как «Цитата дня», «День рождения (знаменитости)», «Новость дня», а также интерактивные упражнения, игры, аудиофайлы.
Методическая записка – пояснение к уроку.
1) Данный урок английского языка построен на основе текста, опубликованного в Интернете в декабре 2008 года на английском языке. Автор – Рой Бритт (Roy Britt). Для урока выполнен пересказ аутентичного текста. Сложные слова и словосочетания заменены на лексику, соответствующую уровню 10-11-го классов.
До чтения рекомендуется вынести на групповое обсуждение заголовок:
Is Einstein the Last Great Genius?
«Является ли Эйнштейн последним великим гением?»
Прежде чем начать обсуждение смысла данного заголовка, полезно напомнить ученикам следующее грамматическое правило: в английском языке в заголовках все слова, кроме служебных (артикли, предлоги), пишутся с заглавной буквы. Замечание подобного рода наверняка окажется неожиданным. Оно играет большую дидактическую роль и помогает сразу настроить детей на то, что данный предмет – иностранный язык.
Также перед чтением можно использовать задание «Мозговой штурм» и дать возможность всем учащимся высказать свои мнения. Сначала попробуйте составить список качеств, которые позволяют считать человека гением. Если у подростков возникнут затруднения, предложите им воспользоваться сетевыми словарями, найти определения слова «гений» на русском и английском языках. Затем предложите им составить список людей, которые считаются гениями в мировой истории. В него могут войти, например, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Альберт Эйнштейн.
2) Предложите классу прочесть небольшой текст. Обратите внимание на то, что американский автор считает наиболее крупным научным событием второй половины прошлого века запуск первого искусственного спутника в СССР в 1957 году. Подчеркните, что он считает запуск спутника и начало космической эры одним из основных факторов, повлиявших на развитие мировой науки последних десятилетий.
3) Для большей эффективности разделите класс на небольшие группы по 4-6 человек. Предложите каждой группе выбрать одно имя из составленного в начале урока списка выдающихся личностей и заняться сбором информации в Интернете. Объясните ребятам, что каждая группа будет отвечать за свой аспект работы, у каждой группы будет своя тема. Это создаст дополнительную мотивацию для выполнения заданий и дальнейших выступлений перед всем классом. Предоставьте детям некоторую свободу, пусть каждая группа решит, будет ли у них один докладчик или они выступят вместе. Пока группы работают каждая над своим заданием, учитель может принимать участие в их деятельности, подсказывать, на что можно обратить внимание. Если нужно, объясните им, как можно сохранять найденную информацию – тексты, иллюстрации.
4) В зависимости от уровня знаний, технических возможностей и желания учащихся предложите им сделать небольшие сообщения на английском языке либо краткие презентации по теме на основе найденного материала. Если ваши ученики не имеют технической возможности сделать задание дома, выделите для него время на следующем уроке.
5) Для логического завершения работы и обобщающей дискуссии предложите учащимся составить рассказ о современном юном гении. За основу они могут взять окончание статьи. Объясните, что их рассказ может быть основан на реальных фактах, то есть они могут рассказать о своем однокласснике, ставшем победителем олимпиады или конкурса; о своем успехе и о том, как можно развивать собственные таланты. Они могут также высказать свои идеи о развитии таланта и о появлении будущих гениев, используя примеры из личного опыта, семейные истории.
Собранные учениками материалы пригодятся им на уроках физики, биологии, истории, информатики. Они помогут детям осознать, что школьные предметы связаны между собой.
Данный урок также полезен при разборе экзаменационной темы «Будущая профессия». Расскажите детям, что даже гениям приходится зарабатывать на жизнь, и спросите, какая деятельность их привлекает: наука, искусство, преподавание, реклама, разработка компьютерных программ, вождение автомобиля, авиация, медицина…
Помните: любой ученик может оказаться будущим гением. Все барьеры находятся только внутри нас.
Pre-Reading Activity
A. Discussion.
The title of today’s article is as follows:
It was published on the Internet in December, 2008. Please answer the following questions:
1) Who was Albert Einstein?
2) Do you agree with the opinion that he was a genius?
3) What can the author mean by saying that he was the last genius?
B. Brain Storming.
Let us make a list of the qualities which make a person a genius. A dictionary definition is, “a person with great ability and/or high intelligence”. You may hear this word in connection with someone who is a great mechanic, who can do things with their hands; and also you hear it about a person who thinks up a great theory, or an experiment, or makes something with their hands.
We can also make a list of people who are considered geniuses. Leonardo da Vinci, Isaac Newton, Michail Lomonosov, Dmitri Mendeleev, Albert Einstein are a few names which everybody knows. You may wish to add more names to the list.
C. Vocabulary.
There are also many informal definitions of the word “genius”. For example, “Genius is ninety per cent perspiration, and ten per cent inspiration”.
Translate this saying. In pairs or groups, agree or disagree with this definition.
Words:
Perspiration – пот
Inspiration – вдохновение
Reading Activity 1
Read the following text and choose the best answers for the questions which come after it.
Major breakthroughs in science have historically been made by individuals, not institutes. Galileo and Copernicus, Edison and Einstein worked in their labs, or thought about the cosmos in private studies. But in recent decades – especially since the Soviet success in launching the Sputnik satellite in 1957 – massive institutions that encourage collaboration in research and get good funding were organized around the world. It is harder now to achieve scientific greatness individually. A study of Nobel Prize winners in 2005 found that the accumulation of knowledge over time has forced great minds to work longer before they can make breakthroughs. The age at which thinkers produce significant innovations increased about six years during the XX century. Maybe there should be co-existence of large groups that self-organize naturally and lone scientists coming up with brilliant new ideas. Any scientist will tell you how important it is to know the history of science, too. Sir Isaac Newton, for example, said that if he had achieved anything with his work, such as his laws of motion and gravity, it was «by standing on the shoulders of giants».
1) Most breakthroughs in science are made by
a) individuals b) large institutions c) both.
2) Massive institutions were organized around the world
a) to build new Sputniks b) to make new discoveries c) to get a lot of money.
3) Scientists can come up with brilliant new ideas if they
a) work in large groups b) work individually c) both.
4) The word “giants” in the last sentence refers to
a) characters from fairy-tales b) scientists of previous centuries c) Sir Isaac Newton’s friends.
Answers: 1 – c, 2 b, 3 – c, 4 – b.
Reading Activity 2
Read the following text. In pairs or groups, discuss the author’s opinion about the influence of Sputnik on the development of science after 1957.
The course of modern research changed abruptly after Oct. 4, 1957, when the former Soviet Union became the first nation in space by launching Sputnik. That led to a dramatic increase in U.S. funding of large research groups within institutions already known for their research. This model was adopted by smaller institutions, which also began forming larger groups to attract funding. However, individual big thinkers didn’t disappear. The sum total of human knowledge continues to grow. Global cooperation in all spheres of life now plays an important role in the development of the whole world.
Post-Reading Activities
Is it possible for one country to exist today in isolation from other nations?
Is global cooperation in all spheres of life really important?
B. Dialogues
With a partner, compose a dialogue about the development of information and communication technologies, ICT, and their role in your life. Can you imagine communicating with your friends without the Internet, cell phones, chat rooms, blogs, et cetera?
C. Class discussion
Walk around the class and find out who was interested in the same topic or name as you were during this lesson. Who downloaded data about the same people and/or events? Who found the same web pages as you did?
If you find someone in your class who is interested in the same topic, decide together how you would like to present your findings to the class during the next lesson. You may agree to prepare a joint report, or divide the information and do it separately.
Writing. To be done at home or in class during the next lesson.
Write a short essay, 200 words, about a very talented person. You write about someone you know, or about a literary character, or use your imagination to create A Portrait of a Genius.
Для завершения темы можно предложить учащимся следующую точку зрения. Возможно, будущий Эйнштейн пока ребенок и никто не знает, что он гений. А может быть, он еще не родился. Повторите ученикам простую истину: никто не знает, что вырастет из них. Будущее – у них в руках.
Нина КОПТЮГ, учитель английского языка, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии