search
main
0

Кто творит историю… И как работается по новым учебникам

Учебники по истории на протяжении двух последних десятилетий находятся в центре пристального внимания не только школы, но и всего российского общества. За это время они не раз подвергались серьезным изменениям. Сегодня снова настал переломный момент, причем не только для истории – российская школа переходит на стандарты нового поколения. В связи с этим издательство «Дрофа» провело в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования методический семинар «Новые стандарты и учебники истории нового поколения». На него съехались учителя истории и методисты из многих регионов России. «У того, кто занимается историей, должно быть главное качество – он должен ее любить, – такими словами открыл семинар генеральный директор издательства «Дрофа» доктор исторических наук, профессор, академик РАО Александр КИСЕЛЕВ. – Я люблю свою страну, а значит, люблю свою историю».

Выступая перед участниками, Александр Федотович Киселев рассказал обо всех линиях учебников по истории России, выходящих в «Дрофе», и, в частности, о своем опыте преподавания и создания учебников. По его словам, написать учебник по истории для юных сограждан, где в предельно доступной форме была бы изложена история отечества с древнейших времен до наших дней, для историка счастье. «У нас же при создании учебника одной из задач было показать, что история – это плотная ткань, которую не дано порвать никаким социальным взрывам, войнам и революциям, – рассказал Александр Киселев о серии учебников, написанных им в соавторстве с Василием Поповым. – Мы постарались показать, что все взаимосвязано. И хотя события, которые там излагаются, «переливаются» из одной эпохи в другую, стержень остается единым».История, уверен доктор исторических наук, объективна, но пишут ее живые люди со своими достоинствами и недостатками. Поэтому в талантливом историческом труде можно рассмотреть личность автора. При этом историк имеет дело с незавершенными процессами, а все последующие события нередко заставляют по-новому взглянуть на предыдущие. Так что история всегда будет полна новых оценок и переосмысливания. «На историка оказывают влияние и политическая конъюнктура, и ситуация, и потребности общества, и государственная политика в области образования, и многое другое, – отметил Александр Киселев. – При написании любой исторической книги важно чувство сопричастности к истории, чувство переживания».Отвечая на вопросы преподавателей о том, как отличить фальсифицируемые исторические события от нефальсифицированных и что это вообще такое – историческая фальсификация, Александр Киселев отметил, что самой утонченной является фальсификация национальных черт того или иного народа. «Эта фальсификация более объемная, чем фальсификация определенных исторических фактов, – уверен он. – Могу сказать, что в учебниках, прошедших экспертизу РАН и РАО, ее практически нет. Как правило, фальсификация идет по другим каналам – по Интернету, по радио и в средствах массовой информации». Впрочем, это, уточнил историк, не повод вводить институт государственной цензуры, хотя иногда она бы и не помешала. Но главными цензорами должны быть душа, сердце, интеллект, образование и нравственные критерии человека, занимающегося историей. При этом Александр Киселев посетовал на то, что голоса профессиональных историков последние годы звучат очень робко. И это будет продолжаться, пока не будет изменено отношение к средствам массовой информации и отношение к собственному отечеству у тех, кто о нем пишет.На вопрос «Как долго продлится жизнь сегодняшнего учебника?» генеральный директор издательства «Дрофа» отметил, что линия учебников по истории нового поколения будет работать до введения стандартов третьего поколения. Учебные материалы нашей линии дают полноценную возможность школьнику успешно подготовиться к единому государственному экзамену. Причем по различным направлениям и вопросам. Кроме того, учебники отвечают требованиям организации самостоятельной познавательной деятельности школьников.Высокого мнения об учебниках издательства придерживается профессор кафедры истории России МГПУ, главный редактор редакции профессионального образования издательства «Дрофа», автор учебников и учебных пособий по истории России Игорь АНДРЕЕВ. Он рассказал об УМК «История России с древнейших времен до конца девятнадцатого века» (10 класс, базовый уровень) – авторы И.Андреев, Н.Павленко и Л.Ляшенко. К этому учебнику написано поурочное методическое пособие – Игнатов А.В., Клоков В.А. «История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс», а также рабочая тетрадь, помогающая учителю готовить старшеклассников к ЕГЭ, – Игнатов А.В., Клоков В.А. «История России с древнейших времен до конца XIX века». Столь же основательно «обустроен» 11 класс с учебником А.Ф.Киселева и В.Попова «История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень» (рабочая тетрадь В.А.Клокова «История России. XX – начало XXI века» и поурочное методическое пособие Г.М.Плоткина «История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень»). Таким образом, учитель получает в свое распоряжение полный УМК для старшей школы.Выступающий ознакомил учителей с вышедшим в издательстве вузовским учебником Проскуряковой Н.А. «История России. XIX век». Игорь Андреев отметил: «Первоначально мы планировали создать «карманный», не очень толстый учебник, рассчитанный на студента, который, если систематически занимается, сумеет успешно и быстро подготовиться по такому учебнику к экзамену. Но учебник разрастался. Главное же – получался инновационным (автор использовал модернизационный подход) и фундаментальным. В итоге мы изменили формат. Учебник в настоящее время состоит из двух частей. Первая рассматривает историю российского государства и общества XIX века, вторая – историю науки, культуры и образования. Кроме того, к комплекту прилагается CD-ROM. В бумажный текст, по словам Игоря Андреева, «загнано» все, что требует размышления, на «цифру» перенесли все то, что расширяет и дополняет материал. «Мы упомянули об этом издании «Дрофы», поскольку оно может быть полезно и в школе. CD-ROM может быть с большим эффектом использован на уроках, поскольку он интерактивен и крайне интересен. Особенно если пытаться выстроить творческий урок, урок-исследование».В обсуждении линии учебников по истории приняли участие также ведущие историки, методисты и учителя, сотрудничающие с издательством «Дрофа». В частности, Григорий ПЛОТКИН рассказал о своей работе над методическим пособием к учебно-методическому комплекту по истории России под редакцией Александра Киселева и дал небольшой мастер-класс по уроку истории с использованием дополнительной литературы.Такие семинары, что неоднократно подчеркивалось в ходе работы как организаторами, так и его участниками, – это не просто встречи коллег. Это прежде всего диалог создателей и непосредственных пользователей учебной литературы, обмен мнениями, опытом работы, личными наблюдениями учителей и методистов районов, краев, регионов. Ведь практически каждый из приехавших участников сам работает на экспериментальных площадках издательства, где проходит апробация новых учебников.Елена Владимировна Сизова, учитель средней общеобразовательной школы №118 г. Самары:- С учебниками «Дрофы» я работаю второй год. В прошлом году мы начали работу с учебниками А.Киселева и В.Попова по истории России. Что вдвойне приятно, нам были предоставлены бесплатные для всего класса учебники, к учебникам – рабочие тетради и для учителя методическое пособие и программа. Мы получили полностью весь учебно-методический комплект.Для меня было приятной неожиданностью узнать на этом семинаре, что «Дрофа» выпускает учебники не только по истории России, но и по всеобщей истории. Мне, как учителю, было бы очень интересно ознакомиться с полным курсом истории, чтобы посмотреть, насколько все это вместе эффективно будет работать.Светлана Владимировна Пальцева, учитель истории и обществознания Алексеевской средней общеобразовательной школы Хвалынского района Саратовской области:- С 2007 года я участвую в экспериментальной площадке по апробации учебников «Дрофы» и выбрала линию для 6-11 классов авторов А.Киселева и В.Попова. Работаю в шестом, седьмом, восьмом и одиннадцатом классах по учебникам «Дрофы».Книги привлекательны для нас, педагогов, тем, что дают огромный материал для работы с детьми, не ограничивая нас в собственной свободе преподавания. А это немаловажно, чтобы вызвать у ребенка мотивацию к учебе. Работать по этим учебникам нравится и детям. Они яркие, информационные, насыщенные. Очень большой материал по культурному и национальному развитию народностей.Ребятам интересно, они стали относиться к предмету более серьезно: пытаются отстаивать свое мнение, подходят к истории с различных позиций, что воспитывает в них толерантность. Важно, чтобы ребенок имел свою точку зрения. Самое главное, что дают учебники «Дрофы», – результат в работе.Сергей Михайлович Прищеп, учитель истории Молодежнинской средней общеобразовательной школы Томского района Томской области:- Третий год работаю с учебником В.Попова и А.Киселева с линией, которая начинается с шестого класса по одиннадцатый. И действительно, как сказал Александр Киселев, «учебник написан для ученика».У меня обычная школа, сельская, где из-за демографической ямы исчезли параллели. А нагрузка на учителя большая – пять-шесть уроков каждый день надо готовить. В классе есть и сильные ребята, и не очень. Дети хорошо приняли учебники, легко и спокойно схватывают материал. Причем и сильные, и слабые ребята.Учебник хорошо оформлен: шрифт, объем материала, эмоциональность в рассказе, авторская позиция, иллюстрации. Пока из всех учебников, которые прошли через меня, больше всего устраивают именно эти. Конечно, очень здорово помогают методические пособия, тетради. Узнал, что появились интерактивные карты. Отлично.Ольга Николаевна Михайлова, методист Новгородского института развития образования:- Сразу хочу сказать, что нам очень нравятся интерактивные карты «Дрофы», и не только по истории, но и по другим предметам. Что касается учебников линии Киселева – Попова, в прошлом году мы закончили апробирование учебников для десятого класса. В трех главах в начале есть введение в тему. Такое хотелось бы ко всем главам. Это действительно важно, мы по-другому начинаем изучать историю. Пусть у нас два часа, базовый уровень и ребята не слишком увлечены историей, так как выбрали для себя совершенно другой профиль, но введения в тему позволяют раскрыть главное для них и указывают, на что им следует обратить внимание. Очень хорошо, что в старших классах в них присутствуют фотографии. Это остается в памяти.Андрей Алексеевич Селиванов, директор МАОУ СОШ «Комплекс «Гармония» г. Великого Новгорода:- С «Дрофой» мы дружим более десяти лет. Почему работа ведется именно с авторами «Дрофы»? Во-первых, они «действующие игроки», реальные ученые, у них есть опыт работы в школе, во-вторых, они регулярно встречаются с учителями, слушают их, а при внесении изменений в дальнейшие издания учитывают их замечания.Издательство очень конструктивно изменяет учебники под требования современности: гибкие обложки, соответствие СанПиНам, текст, картинки – все это в нормальном сочетании. Плюс нормальное количество параграфов и страниц в самом параграфе.Для нас очень удобно работать по линиям. Еще удобно, что у каждого учебника – авторский коллектив, где авторы дополняют друг друга. В результате в одном учебнике разные взгляды на одну и ту же проблему.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте