search
main
0

Кто-то выиграет, а кто-то проиграет…

Пока не стартовал первый эксперимент по ГИФО, трудно оценить все плюсы и минусы этой “новинки”. Разработчики полагают, что с введением ГИФО бюджетные средства будут использоваться наиболее эффективно, а не размазываться тонким слоем по всем вузам страны. Ректоры смогут свободнее распоряжаться финансами, потому что деньги по ГИФО будут передаваться вузу одной суммой без разбивки по статьям бюджетной классификации. Но это теория. Настоящий вкус ГИФО ректоры пилотных вузов узнают только летом. Насколько подготовлен к этому эксперимент, рассказывает Татьяна КЛЯЧКО, директор Центра образовательной политики Государственного университета – Высшая школа экономики.
– Татьяна Львовна, для чистоты эксперимента по ГИФО важно, чтобы в нем участвовали все категории вузов. Вы специально отбирали сильных, средних и слабых?
– Мы были ограничены тем обстоятельством, что в эксперименте могут участвовать вузы только тех субъектов Федерации, где в прошлом году шел эксперимент по ЕГЭ. Специально сильных, слабых и средних в этом году мы не отбирали. Однако конкуренция между вузами все равно проявится в каждом регионе, кто-то выиграет, кто-то проиграет. Однако количество пилотных вузов так мало, что о чистоте эксперимента, конечно, говорить рано. Мы скорее отработаем технические моменты: как выдавать документы, как организовывать проставление специальных печатей по категориям ГИФО. О реальном воздействии ГИФО на поведение вузов можно будет судить только, когда эксперимент охватит большее количество вузов.
– Почему в эксперименте не участвуют ссузы?
– Сначала планировалось, что в эксперимент войдут и ссузы, и вузы. Ведь государство по окончании школы берет на себя обязательства по финансированию не только высшего, но и среднего профобразования. Но в ближайшие два года ГИФО будет отрабатываться только на вузах. И вот почему. Если в ссузы пойдут только с низкими категориями ГИФО, финансирование там будет незначительным. Как тогда ссузам развиваться?
Я думаю, что проблема решится постепенно. Ссузы будут втянуты в состав университетских комплексов, тогда принесенные ГИФО должны будут работать на всю структуру.
– Введение ГИФО как-то повлияет на выплату стипендий?
– Деньги на стипендии пока в ГИФО не входят. С 2002 года выплачиваются академические и социальные стипендии. Стартовые суммы – 300 рублей, исходя из своих возможностей, вуз может их увеличить.
– Не будут ли ГИФО ущемлять права сирот и инвалидов?
– Все предусмотренные законодательством льготы сохраняются и в эксперименте по ЕГЭ – ГИФО. Если человек сдает ЕГЭ и относится к льготной категории, его обязаны зачислить в вуз. Однако надо сделать так, чтобы дети, требующие социальной помощи, не являлись нагрузкой для вуза, потому что, когда заработает экономический механизм, вуз всеми правдами и неправдами начнет от таких ребят избавляться. Поэтому на период эксперимента предусмотрено: дети-льготники будут финансироваться на уровне категории “А”. Как только в ГИФО будет указана льготная категория, государство даст дополнительное финансирование.
– А целевой прием?
– Здесь немного сложнее. Проблема в том, что категории льготников определены законом, а категории целевиков устанавливаются решением ученых советов. Если просто допустить, что все целевики получат категорию “А”, то ученые советы слабых вузов объявят огромный целевой прием, и государство будет обязано им платить. Возможно, заинтересованные работодатели станут доплачивать до категории “А”. В этом году в пилотных вузах этот момент будет отрабатываться.
– Образовательные кредиты и государственные возвратные субсидии сопутствуют ГИФО?
– Возвратность образовательного кредита, как показывает опыт даже богатых стран, не превышает 60-70%. Поэтому при неустойчивости нашего финансового рынка масштаб развития образовательного кредитования будет очень незначителен. Два года назад Сбербанк разработал такой продукт, как образовательный кредит, предложил его на рынке под 25%. Насколько мне известно, особого спроса на него не было.
Что касается государственных возвратных субсидий, то в каком-то смысле они в вузах уже существуют. Это называется целевой контрактной подготовкой. Вуз, работодатель и студент заключают трехсторонний договор. Если человек его не выполняет, он возвращает деньги, затраченные на него работодателем. Государственные возвратные субсидии построены примерно так же. Детально схема сейчас отрабатывается в Саратовском государственном техническом университете.

Ольга МАКСИМОВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте