Как сегодня в школе строится воспитательная модель, что изменилось в существующей системе с появлением должности советника по воспитанию и какова его роль в общей системе современной образовательной организации? Мы говорили об этом с Аллой Александровной ИНГЛЕЗИ, директором Школы имени Маршала В.И. Чуйкова.
– Алла Александровна, у каждого начинания есть свои истоки. Расскажите, пожалуйста, как появилась должность советника по воспитанию в нашей школе.
– В соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях развития до 2030 года» были определены ключевые цели по созданию условий для воспитания личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей, культуры и традиций нашей страны. Для реализации этих целей была значительно усилена воспитательная составляющая в образовании: в развитии кадрового потенциала, в части выявления новых форм и технологий педагогического опыта в сфере воспитания. Возникла острая потребность в ярких и сильных кадрах. Таким образом, уже в 2021 году в номенклатуре появилась новая должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Сейчас должность советника по воспитанию есть в любой образовательной организации нашей страны.
– Какую миссию взяли на себя советники по воспитанию?
– Советники – это специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они помогают сделать главный сегодняшний приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее, становясь проводниками для каждого ребенка, выявляя его увлечения и склонности, помогая развивать общественно значимые социальные инициативы. Иными словами, советники решают задачи по развитию личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей. Такие специалисты сегодня входят практически во все структуры воспитательного компонента школы: в штаб воспитательной работы, методические объединения педагогов, советы по профилактике, различные проектные группы по развитию социальной активности обучающихся и др. Можно сказать, что советник выстраивает цепочки, связывающие все элементы воспитательной работы.
– Алла Александровна, сегодня существует множество федеральных инициатив в области воспитания, одна из них – «Навигаторы детства». Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.
– Как было сказано ранее, работа нацелена на решение важной национальной задачи – воспитание ответственной личности, гражданина, патриота своей страны. Эта идея послужила фундаментом для создания нового подхода к воспитательной деятельности, она же была реализована в ряде федеральных проектов, в частности, таких как «Большая перемена», «Движение первых» и «Навигаторы детства». «Навигаторы детства» – всероссийский конкурс, направленный на создание кадрового резерва в области воспитательной деятельности. В проекте участвует и наша школа. Летом педагоги размещали презентации своей работы с детьми, подтверждая профессиональные навыки и умение работать в команде, организаторские способности, искали нестандартные подходы к решению сложных задач, доказывая свою готовность к непрерывному профессиональному росту.
– А можно ли измерить эффективность работы советника по воспитанию?
– Любая деятельность педагога должна по итогу приводить ребенка к успеху. Но при этом важно помнить, что успех у каждого свой. Это не значит, что каждый выпускник обязан быть отличником, но быть добрым и справедливым, уверенным в себе, уметь работать с информацией, уважать старших, любить свою Родину любой человек должен. Если педагоги взрастили это зерно в каждом своем ученике, значит, мы как команда сработали эффективно.
А как видят свою миссию сами советники? Какие качества для этой должности они считают ключевыми, какие у коллег впечатления от первых осенних мероприятий? Мы побеседовали с советниками по воспитанию Школы имени Маршала В.И.Чуйкова Екатериной ВАШКЕВИЧ, Екатериной ПРОКУРОРОВОЙ и Аленой БЕСКРОВНОЙ.
– Если сформулировать одной фразой: советник по воспитанию – кто он?
А.Б.: Советник – это тот человек, который сможет объединить и сплотить всех – детей, родителей и учителей.
Е.В.: Это человек, который поможет школьникам найти свой путь и почувствовать себя причастными к чему-то по-настоящему важному.
Е.П.: (после паузы): Здесь, думаю, будет уместно привести высказывание Сергея Сергеевича Кравцова: «Это человек, который говорит со школьниками на одном языке и который организует их внеучебную деятельность».
– Какие необычные инструменты советник использует в работе с учениками?
Е.В.: Советник – это прежде всего грамотный педагог, тонкий психолог. У каждого учителя есть собственная устоявшаяся совокупность приемов и методов, которые помогают ему в работе. Лично я могу отметить использование метафорических карт, в том числе для разрешения конфликтных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, проведение тренингов и мастер-классов по важным и актуальным для ребят темам.
Е.П.: Каждый из нас действительно использует разные подходы и методы, но основной формой работы для советников по воспитанию является прежде всего живое общение, на нем строится фундамент доверительных взаимоотношений между советником и ребятами.
– Как советники по воспитанию взаимодействуют между собой, обмениваются этими методами, инструментами и опытом?
А.Б.: У советников по воспитанию, как и у педагогов, есть плановые встречи. К примеру, еженедельные селекторные совещания, ежемесячные семинары МРСД или ежеквартальные собрания советников округа. Также для нас проводятся тематические вебинары, мастер-классы, дистанционные курсы и даже выездные мероприятия с обучением. Можно сказать, что так у советников по воспитанию создается некая особая экосистема с атмосферой постоянной плодотворной работы, в которой мы общаемся, делимся интересными педагогическими находками, перенимаем полезный опыт.
– Какие мероприятия уже были реализованы?
Е.П.: Только за первый месяц ребята смогли принять участие в целом спектре интересных встреч и событий! Среди них квиз «Моя страна», осенние «Веселые старты», Всероссийская акция «Движения первых» «Книга другу», проект «Первая помощь» и многие другие. Здорово понимать, что это только начало.
– А какое событие, на ваш взгляд, стало самым ярким? Почему?
Е.В.: Самым ярким событием сентября для меня и ребят стал «Форт Боярд» – игра, которая полна сюрпризов и неожиданностей. Мы с ребятами окунулись в удивительный мир приключений и испытаний. Каждый смог раскрыть себя с новой стороны, ведь любая игра – это и проявление лидерских качеств, и поддержка командного духа, и, конечно, мозговой штурм! «Форт Боярд» показал ребятам, что у каждого есть сильные стороны, вселил в них уверенность в собственных силах, а главное – сдружил и научил решать самые разные проблемы сообща.
А.Б.: Видела, какое впечатление произвел на учеников урок по неотложной медицинской помощи в рамках реализации Всероссийского проекта «Первая помощь» от «Движения первых». Ребята из медицинского класса рассказали об алгоритме действий в опасных ситуациях, провели мастер-класс по осуществлению спасательных мероприятий, дали инструкцию для вызова скорой помощи как важнейшего этапа в любых чрезвычайных обстоятельствах.
– Какими качествами должен обладать советник по воспитанию?
Е.В.: Пожалуй, нужны активность и огромное желание быть полезным детям. Когда молодежь наблюдает нашу насыщенную жизнь, у нее появляется желание стать ее частью, быть инициаторами новых проектов. Ответственность, амбициозность, эмпатия, увлеченность – это, безусловно, тоже важно для работы в детских коллективах.
Е.П.: Главное – советник по воспитанию должен уметь не только привносить новое и быть в тренде, но и поддерживать и сохранять в глазах ребят важность и ценность традиций. Он должен быть мудрым, рассудительным, учить анализировать, общаться, в том числе достигать компромиссов.
– То есть быть наставником? Или все же другом?
А.Б.: Вот в чем вопрос. (Смеется.) Взаимоотношения с детьми, влияние, даже косвенное, на их мышление и мировоззрение – слишком тонкая материя. Как и любая тонкая материя, она не терпит однозначности и черно-белых парадигм. Поэтому мне кажется, что советник по воспитанию должен соблюдать тонкую грань между субординацией и открытым, честным, доверительным общением. Только в этом случае взаимодействие ребенка и педагога будет эффективным.
– Что главное в работе советника по воспитанию?
Е.П.: Важного в нашей работе много, трудно вычленить одно. Нужно показать ребятам, что они талантливы и многогранны, что вокруг них бесчисленное количество возможностей. Следует объяснять, почему нужно чтить традиции, знать историю своей страны, своего народа, зачем нужно трудиться, созидать, творить, открывать что-то новое. Важно на собственном примере прививать детям любовь к Родине, родному городу, дому, семье, учить быть порядочными, справедливыми, ответственными за собственные слова и поступки, быть человечными. (Пауза.) Нет, все же главное вычленить можно. Главное – помочь воспитать человека, личность.
Вера ТРЕТЬЯКОВА
Комментарии