В культурном центре ЗИЛ в прошлую пятницу прошел показ киношколы имени МакГаффина. Ребята представили 13 фильмов, полностью созданных своими силами, на суд зрителей.
Путь меньше года назад школа имени неизвестного режиссера (или даже не совсем режиссера, но об этом потом!) совместно с центром презентовала свою первую работу – киноальманах «Дети войны». Проект, посвященный 70-летию Победы, состоял из четырех короткометражных фильмов о Великой Отечественной войне. Все они, от идеи до монтажа, были созданы учениками киношколы в возрасте 9-17 лет. Для многих юных режиссеров-сценаристов-монтажеров этот показ был первым и, как оказалось, не последним. Этой весной ребята презентовали фильмы, снятые за десять месяцев обучения в Москве, Тюмени, Анапе, Болгарии и Гонконге. Теперь круг тем и жанров был куда более разнообразен – среди работ были и комедии, и фильмы об отношениях, и даже ужастики. Впрочем… «Кажется, комедии – не самый любимый ваш жанр!» – заметил актер театра и кино, режиссер Алексей Марков. Одиннадцатилетняя соведущая и ученица киношколы Мария Зотова ответила: «Я подросток! И нам не до смеха, мы снимаем о том, что знаем лучше всего». И правда – кино получилось очень про то, что волнует современных молодых людей от 10 и до… подставьте нужную цифру, потому что макгаффинцы снимают про самые серьезные общечеловеческие проблемы. Программа показа торжественно началась с небольшого концерта группы Punch’n’Co. Известный телеведущий Александр Гордон вышел на сцену вручить подарок юному режиссеру нашумевшего фильма «Сахар» Еве Бальцер из прошлогоднего альманаха «Дети войны». Специальный приз от компании Kid.Travel – бесплатную поездку в медиалагерь МакГаффина в Болгарии – получил режиссер Евгений Гамов (15 лет) за фильм «Dragon», созданный вместе с самыми «старыми» учениками киношколы. Фаворитами показа стали дебютный фильм «Клевер» режиссера Варвары Швецовой (15 лет) и ее команды из киношколы в Культурном центре «Зодчие» и фильм «Честное слово», снятый учениками Детской зимней киноакадемии в ВДЦ «Смена» в Анапе. Все фильмы заслуживают внимания, но некоторые цепляют сильнее других. Например, «Тень», главный герой которой – Григорий – тени не имеет. Он живет в мире, где при рождении она есть у каждого, но сохранить ее с течением жизни удается одному из тысячи. На таких смотрят с недоверием – по неизвестной причине люди с тенью выглядят счастливее, добиваются успеха и занимают высокие должности… и вдруг оказывается, что тень остается со счастливыми, а счастье заключается в том, чтобы бросить опостылевшую работу и отправиться путешествовать – или хотя бы съесть мороженое зимой на улице. История, кажется, простая – да и нет в коротком метре начинающих авторов сложных историй. Но самое главное в ней есть – желание продолжать желать, идти за этим самым желанным, если понадобится, даже на край света. Или «За зеркалом» – до боли всем молодым людям знакомая ситуация с родительскими нотациями, которые, как водится, всегда не вовремя. Но, конечно, каждое мгновение, когда мы ругаемся с родителями, может стать последним – и чудо, что герою фильма удалось обмануть судьбу и изменить будущее при помощи магического зеркала, но в любом случае задуматься стоит. Или безумно трогательный «Пингвин» про неуклюжего толстяка, который всю жизнь мечтает заниматься художественной гимнастикой, теряет работу, увлекшись кружком – и попадает под машину той самой гимнастки, которой восхищался в цирке. Незамысловато, зато искренне. Бесхитростность не умаляет достоинств творений школьников. Здесь понимаешь, что актерское мастерство скорее условность в непрофессиональном кино. Однозначно выигрывают в этом отношении те фильмы, где произносимых слов минимум, а персонажи вооружены только мимикой и жестами. В идеале говорить в любительском кино не надо вообще. Зато в любительском кино можно делать что угодно с монтажом, спецэффектами и гримом из кетчупа с фаршем. И, конечно, любая школа не обходится без дедлайнов и сорванных сроков – некоторые фильмы монтировались буквально за полчаса до показа, и даже сами авторы впервые увидели их целиком уже на большом экране. Как утверждают сами режиссеры, операторы и актеры, после МакГаффина кино смотреть не то чтобы невозможно, но очень сложно. Кто-то жалуется: «Не могу видеть монтаж, это же жуть какая-то, на экране финальная битва, а я – о-о-о, какой монтаж по движению!» Кто-то ругается со своими напарниками: «Камера! Камера! Они бестолковые, они ничего не понимают, что я им говорю». Но почему-то каждое утро все встают и снова отправляются на съемочную площадку. Тем более что новый конкурс идей для фильмов уже состоялся. Тема сложная: «Кино о кино». Сценарии прописываются учениками под руководством опытных художественных руководителей. Сейчас в киношколе идет набор новых учеников для работы над фильмами. В мае Детская киношкола имени МакГаффина собирается поучаствовать в крупном фестивале кино и анимации «Мы сами снимаем кино» и в конкурсе проектов при Киностудии имени Горького. И, конечно, лучшие фильмы будут показаны на фестивалях и телевидении. Летом МакГаффин проведет кинопрограммы в Анапе, Болгарии, Юрмале и Китае, а это значит, что осенью количество фильмов сможет составить полноценный альманах.Так кто такой (точнее, что такое) МакГаффин? Это киношный термин, введенный в оборот режиссером Альфредом Хичкоком. МакГаффин – это вожделенная вещь, которую хотят заполучить герои фильма. Его содержание может быть неизвестно, но всем известно о его существовании. Все приключенческие фильмы, триллеры, пиратские романы, мифы и даже сказки строятся вокруг МакГаффина. Киношкола учит, как увлекательно говорить о нем на языке визуальных образов, как его представлять и самое важное – как показать МакГаффина зрителям так, чтобы они поверили в его реальность, пусть даже всего на несколько минут короткометражного фильма. Для такого эффекта необходима работа всей команды проекта – каждой его составляющей, раз уж кино – искусство синтетическое. И поэтому идея назвать школу именем кого-то одного с треском провалилась. Так что МакГаффин – школа имени всех или никого. Раз за разом это и подтверждают проекты, которые делают ученики – каждый играет в фильме свою роль, какой бы она ни была, и то, что в титрах зачастую указывают не только имена авторов, но и их возраст, только подчеркивает – компания единомышленников может сделать что угодно, даже если суммарный возраст этой компании не превышает возраста одного маститого профессионала.
Комментарии