II Форум молодых педагогов города Новосибирска и Новосибирской области был организован образовательным центром «Рост» 8-9 июня при поддержке спонсоров. На мероприятие приехали как участники, так и докладчики из разных мест, включая Москву и Санкт-Петербург.
Сразу отмечу прекрасную организацию форума. Эти дни пришлись на жару +35 градусов, и посетители оценили место проведения. Отель «Рамада» находится в новом жилом комплексе «Жуковка», расположенном в зеленой зоне столицы Сибири, рядом с сосновым бором. Конференц-зал обеспечил прекрасное кондиционирование, а по самой территории, где находится и центр «Рост», можно было погулять и передохнуть на свежем воздухе в тени между заседаниями, семинарами и мастер-классами. Существенно и то, что всем присутствовавшим был предложен обед в столовой образовательного центра.
Все получили программы и блокноты с ручками для записей. В фойе перед конференц-залом была выставка учебной литературы на разных языках. Хорошо известный педагогам книжный магазин «Магеллан» давно организует встречи преподавателей иностранных языков, включая основные европейские языки, а также китайский. Методист Анна Касьянова консультировала всех желающих, отвечала на вопросы, объясняла, на какие уровни рассчитаны учебные пособия.
Войдя в зал, я увидела именно то, за чем отчасти приехала, – молодые лица. Видишь, что молодежь в школе действительно есть, что ей интересно все происходящее, и невольно испытываешь душевный подъем. Кстати, в связи с тем что присутствовавшие на форуме – прежде всего педагоги, независимо от возраста и положения (участник или докладчик, руководитель мастер-класса) каждый принимал активное участие в происходившем, роли постоянно менялись. Докладчик становился слушателем, выполнял задания, задавал вопросы и отвечал на них.
После краткого приветственного слова директора центра Олеси Воробьевой сразу перешли к пленарным докладам. С первых минут стало понятно, что по сравнению с традиционными выступлениями настоящие отличались прежде всего интерактивностью, слушатели были мгновенно включены в обсуждаемые темы. Профессор, проректор по научной учебной работе Новосибирского государственного театрального института доктор филологических наук Олеся Орлова выступила с докладом «Время и воля в контексте разговора об эффективном воспитании лидера». Он сопровождался подробной презентацией, благодаря которой предлагаемые концепции становились понятнее и убедительнее.
Первый же слайд, названный «Формирование лидера», вызвал большое оживление в зале. Действительно, что такое лидер? Начиная с какого возраста обучающихся нам следует обращать внимание на возможное присутствие настоящего или будушего лидера, например, в классе? Какими способами мы можем не только выявить его или ее, но и помочь им развить необходимые качества для дальнейшего успешного роста? Мне показалась важной позиция автора по отношению ко всем и каждому ученику. Поначалу мы можем смотреть на всех детей как на потенциальных лидеров в той или иной области. Кто-то будет задавать тон поведения, верховодить в спорах, даже срывать уроки. Другой быстро выдвинется в учебном плане, проявит большие способности в одном-двух предметах. Один-два (если повезет) будут опережать остальных по всей программе обучения и, видимо, станут медалистами, продолжат учебу. Это заставило меня вспомнить свой педагогический опыт, ведь мне, как и любому педагогу, не раз приходилось выпускать студентов, школьников. На сто человек ежегодно приходились 3-4 медалиста, а иногда, как в моем собственном школьном выпуске, ни одного. Но успешных взрослых среди моих одноклассников, сокурсников и позднее бывших учеников достаточно много. Просто каждый из них имеет различные цели в жизни и добивается их воплощения по-разному.
Лидер, как нам показала Орлова, может отличаться от остальных тем, что у него всегда присутствует ощущение своего «я», или, как она обозначила в одной из диаграмм, чувство «я есть!». Отсюда идут многочисленные ответвления, специфика поведения и мировосприятия. Конечно, они могут меняться с течением времени. Докладчица напомнила слушателям, что, несмотря на наличие разного количества временных форм глаголов, времен в любом языке три. В школе мы учили, например, что в английском языке таких форм шестнадцать. Но в реальной жизни мы имеем дело с прошлым, настоящим и будущим. Где находится прошлое, если оно уже совершилось? Орлова показывает на голову, говорит о памяти. Я бы добавила сюда неисчислимые свидетельства накопленного прошлого, литературу, искусство, науку. Живем мы в настоящем, благодаря которому неуклонно движемся в будущее.
Что такое воля? Она есть у всех, человеку свойственно выбирать, право на свободу воли является одним из важнейших достижений человечества морально и физически. Лидер тем и отличается, что у него есть понимание и воля добиваться собственного совершенства и влиять на окружаюших, помогать им стремиться к улучшению самих себя. Для молодых слушателей я бы добавила главу о лидерах, которые вели человечество к разрушению, ведь человеческая история полна такими примерами. Если кто-то способен повести за собой целый народ, это отнюдь не означает, что он стремится привести всех в светлое будущее. Не случайно такие лидеры, как император древности Нерон или Гитлер, служат своего рода предостережением. Но в целом Олеся Геннадьевна донесла до аудитории свою концепцию и заставила задуматься о роли педагога не только в формировании лидера, но и в воспитании будущих поколений. Разбудить мысль, суметь помочь молодежи увидеть известное в новом свете очень важно.
Следом выступил прилетевший из Москвы Михаил Нечаев, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления, академик Международной академии наук педагогического образования. Он показал нам короткое красочное видео, где умело использовался популярный среди молодежи флешмоб, и объяснил, каким образом можно использовать подобное собрание подростков в качестве начала учебного дня в школе.
Основной темой доклада Нечаева стало воспитание подрастающего поколения. Профессор сразу включил аудиторию в работу, проведя тренинг эффективного знакомства с коллективом. Разделил молодежь на небольшие группы, раздал задания, а через минуту уже начал опрос. Среди предложенных им приемов – коммуникативные игровые технологии. Говоря о развитии лидерских качеств в контексте воспитания личности, Михаил Нечаев подчеркнул необходимость рефлексии, самоанализа, а также привел примеры ненасильственного управления детской аудиторией. Многие приведенные им примеры наглядно показывали, как можно ликвидировать возникающие конфликты, снимать напряжение, помогать любому коллективу справляться с трудностями. Важно также регулярно находить время для саморефлексии. Завершило доклад предложение посвятить несколько минут групповой рефлексии. Что молодым слушателям дало данное выступление, что они могут взять в свой арсенал приемов? По лицам было заметно, что педагоги ценят возможность общения, знакомства, обмена мнениями.
Предложенные в программе мастер-классы и семинары, проведенные работающими в центре «Рост» учителями и приглашенными специалистами из других городов (класс керамики, вязания, использования кубика Рубика в психолого-педагогической работе), показали нетрадиционный подход к внеклассной работе и его роль в развитии учащихся.
На следующий день форум продолжился в таком же формате, часть докладов была представлена по Zoom, часть – в очной форме, а затем последовали различные мастерские. Даже если не все предложенные технологии и темы пригодятся каждому участнику, они заставили присутствовавших по-новому посмотреть на собственную деятельность, задуматься о том, что можно изменить, что использовать. Со стороны было заметно, насколько мы привыкли за последние годы к использованию ИКТ в повседневной жизни, как в учебной работе, так и для профессионального роста. Очное общение, конечно, не заменишь ничем. Но, если нет возможности прилететь на какое-то мероприятие, есть различные платформы, помогающие осуществить связь. Главное – желание поделиться.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск, фото автора
Комментарии