Цель: помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка.
Подготовительный этап:1. Подготовить приглашения родителям.2. Учащиеся вместе с родителями получают домашнее задание: подготовить рассказ о своей родословной и изобразить генеалогическое древо своей семьи, найти информацию о своих предках.3. Родители и дети готовят выставку творческих работ, фотографий «Мир семейных увлечений», «Из семейного фотоальбома», «Семейные династии», «Дети – это чудо света».4. Поиск старинных документов и вещей, хранящихся в семье, подготовка выставки «Семейная реликвия».5. Приготовление фирменного семейного блюда.6. Из числа родителей и учащихся класса формируется «семейный совет», выполняющий функции жюри.7. Родительский комитет готовит призы участникам вечера.8. Подготовка фонограммы праздника. Ход мероприятияI. ВступлениеЗвучит песня «Родительский дом».Вступительное слово классного руководителя: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители! Я приветствую всех участников нашего праздника «Загляните в семейный альбом».Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках, получим уроки семейной любви и доброты. Мы очень долго готовились к этой встрече: писали сочинения о своей семье и заполняли анкеты, разыскивали старинные семейные вещи, расспрашивали родителей о своих прадедушках и прабабушках, изготавливали поделки, разучивали стихи и песни…Думаю, вам есть чем поделиться, о чем рассказать. Надеюсь, что всем будет интересно.Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас.Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.В начале нашей встречи хотелось бы вспомнить, что народная мудрость говорит о семье. Давайте восстановим пословицы русского народа на тему «Семья» (приложение 1).Сегодня мы с вами совершим путешествия по страницам нашего фотоальбома (приложение 2).II. Первая страница альбома – «Древо нашей семьи»Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за все простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сестрах и братьях, бабушках и дедушках. Человек растет и задумывается над вопросами: кто я? Откуда я? Каковы мои корни? Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Сейчас каждая семья представит нам свое генеалогическое древо, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться. Выступления семей по плану:- Сколько поколений вам удалось обнаружить?- Сколько человек насчитывает ваша родословная?- Кто самый старший из потомков, которых вы разыскали?- Как собирали информацию? Приложение 3.III. Вторая страница альбома – «Ими гордится наша семья»Кто из ваших предков вызывает особую гордость и уважение? Приложение 4. IV. Третья страница альбома – «История наших имен»Учитель: Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребенка, или в честь кого-либо из членов семьи. У наших детей прекрасные благозвучные имена. А вот какую историю описал в своем шутливом стихотворении Юрий Благов.Подготовленные ученики читают стихотворения. Какие имена чаще всего встречаются в вашей родословной? Кто из вас назван в честь родственников, поднимите, пожалуйста, руки. Что вы знаете и можете рассказать об этих людях? А сейчас разгадайте ребусы, в которых зашифрованы имена.Приложение 5-1, приложение 5-2.Раньше семьи были большие. В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.Задам сейчас задачу я, Послушай, вот моя семья: Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад. И чистота, а почему? Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка, А самый младший – я, Какая же у нас семья? Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка. Благодаря этому стихотворению мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. У ребенка может еще не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тетей.Часто мы знаем имена наших родственников, но иногда путаемся в названиях родственных связей. Приложение 6, таблица «Кто чья родня?».Вопросы к родителям: К вам пришли свекровь и свекор. Кто это? (Ответ: родители мужа.) К вам пришли тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены.) Кто такие шурин и свояченица? (Ответ: брат жены и сестра жены.) А как называют брата мужа и сестру мужа? (Ответ: деверь и золовка.) Кто такие свояки? (Ответ: мужья сестер.) Кто такие невестки? (Ответ: жены братьев.) Кого называют зятем? (Ответ: мужа дочки, сестры или золовки.) К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свекра, остальной родне она невестка.) Кем приходится сын женщины родителям ее деверя? (Ответ: внуком.) Жюри награждает знатока «родственных отношений».V. Четвертая страница альбома – «Реликвии нашей семьи»Учитель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые нам дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остается и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Прошу вас рассказать о реликвиях ваших семей. Рассказы детей.VI. Следующая страница нашего альбома – «Семейные династии» Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить: – собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;- всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;- приглашать гостей и собирать застолье;- собирать и хранить семейные фотографии;- хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т. д. А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о династиях в своей семье. Приложение 7.Хранительницей семейных традиций, конечно же, является женщина – мама. Ребята писали рассказы о мамах. Сейчас я буду зачитывать отрывки из рассказов, а вы постарайтесь, дорогие мамы, себя узнать.Сочинения о мамах (вручение мамам оформленных детских работ «Моя мама»).VII. Следующие страницы нашего альбома – «Семейные традиции» и «Семейные праздники»Учитель: Мы опросили ребят и выяснили, что самые популярные праздники в семье и традиции следующие… (на доску вывешиваются таблички). Приложение 8-1, приложение 8-2.Учитель: Вы можете дополнить этот список и рассказать о семейных праздниках и традициях. «Мир семейных увлечений»Список увлечений, который подготовили дети, висит на доске. Родители уточняют и комментируют этот список увлечений (приложение 9).Игра «Узнай меня»В период подготовки дети заполняли анкету «Какой я?» (приложение 10).Родителям предлагается ответить на эти же вопросы относительно своего ребенка. После заполнения анкет родителями детям выдаются их анкеты, они сверяют ответы с анкетами родителей. Награждаются те, у кого больше совпадений.VIII. «У самовара»«В дом пришел – всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол. В старину говорили: «Красна изба пирогами». В каждой семье есть свое фирменное блюдо, есть традиционные блюда, которые готовят на праздник. Сейчас главные семейные кулинары представят свои творения. Мы сможем отведать эти блюда. А рецепты разместим в нашей кулинарной книге.Выступление семей – представление своего фирменного блюда, приглашение к угощению (приложение 11).IX. Рефлексия Учитель: Чтобы дом был счастливым, нужен прочный фундамент. Давайте вместе назовем те «кирпичики»-отношения, которые делают фундамент прочным.Высказывания взрослых и детей.Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на наше классное дерево. На листочках ребята написали пожелания для своих семей. И сегодня мы хотели бы их вам вручить. Но мы хотим, чтобы наше дерево оставалось с листочками. Поэтому просим вас написать пожелания для нашей классной семьи. Родители обводят свои ладони, вырезают листочки, пишут на них пожелания. Обмен пожеланиями (приложение 12).Учитель: В завершение хочу поблагодарить всех и выразить надежду, что сегодня нам удалось чуть лучше узнать друг друга и сделать еще один шаг к взаимопониманию и единству. И последним штрихом вечера будет наша общая фотография на память. Я надеюсь, что она займет достойное место в вашем семейном альбоме. На память о нашей сегодняшней встрече всем семьям вручается фотоальбом. Пусть в нем будет много фотографий вашей семьи.И в заключение нашего праздника предлагаю всем исполнить песню «Загляните в семейный альбом» (приложение 13).Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.Прим. ред. Все приложения к сценарию вечера опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/842Ирина КОЖЕВНИКОВА, учитель начальных классов гимназии №107 Выборгского района Санкт-Петербурга, победитель IX Всероссийского конкурса «Мудрая сова»
Комментарии