search
main
0

Кто следующий на «тюнинг»? Что происходит с юридическим образованием в России

Совсем недавно в Северо-Восточном округе Москвы прошло интересное совещание – педагоги обсуждали насущную проблему: может ли учитель влиять на выбор профессии его учениками-выпускниками. Например, отсоветовать им получать профессию юриста, так как юристов вроде бы много и спрос на них падает. Так ли это? На этот вопрос предложило свой ответ агентство «РейтОр» в своем исследовании рейтинга вузов.

В самом деле, учитель, который за 11 лет изучил способности, устремления, потребности подрастающего поколения, наверное, мог бы дать совет, но вот только непонятно, как он будет ориентироваться в нашем быстро изменяющемся рыночном мире? Ведь помимо всего педагог должен иметь представление о том, будет ли востребована выбранная учеником профессия на рынке труда. Выпускник, как правило, этого не знает, не знает этого и учитель. Парадокс, но этого, судя по всему, не знает вообще никто, поэтому так «проседает» профориентационная работа в учебных заведениях, лишенная четких прогнозов о спросе на профессии в будущем. Понимание престижности или непрестижности профессии, к сожалению, не базируется на прогнозах специалистов. Пользуются слухами даже власть имущие. Ну, например, с высоких трибун звучат утверждения, что в России перепроизводство юристов и выбирать эту профессию не стоит. Но с другой стороны, и Президент России Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин дипломированные юристы и являют собой пример того, как люди, имеющие такую профессию, могут достичь немалых успехов. Так стоит выбирать профессию юриста или нет? Между прочим, большинство самых разнообразных вузов (по официальным данным, сегодня это 1165 вузов и около 300 факультетов), в том числе и педагогических, имеют свои юридические факультеты, а из семи с половиной миллионов российских студентов 800 тысяч учатся на юристов. С 2004 по 2008 год сокращался объем приема в вузы на бюджетные места по укрупненным специальностям «гуманитарные науки» (в числе которых и юриспруденция) на 18,3 процента, но в 2009 году в лучшие вузы было подано в среднем 6-7 заявлений на бюджетное место по направлению «юриспруденция».

С одной стороны, специалисты Минобрнауки РФ утверждают, что с учетом новых выпускников к 2015 году потребность страны в юристах будет перекрыта в полтора раза, поэтому ожидается резкий рост безработицы среди молодых специалистов, а также преимущественная работа выпускников не по специальности. Но выводы о перепроизводстве кадров чиновники делают на основе данных о численности студентов, получающих ту или иную профессию, однако эффективность системы прогнозирования кадровых потребностей в масштабах страны и регионов крайне низка. Интересно, что, по данным ведущих рекрутинговых агентств, только в Москве в течение последних трех лет спрос на юристов вырос почти в 3 раза, предложение по зарплате – в 3-4 раза, в течение кризисного периода (с осени 2008 года по весну 2009 года) средняя зарплата юристов, предлагаемая работодателями в Москве, не только не снизилась, но и несколько выросла.

С другой стороны, представители юридического сообщества считают, что перепроизводство юристов в России – миф: у нас в стране гораздо меньше юристов, чем в европейских странах, США или других развитых государствах, позиционирующих себя как правовые. Специалисты считают также, что юридические знания – это, скорее, даже не высшее образование как таковое, а абсолютно необходимый базис знаний для каждого современного человека.

Как, кто и для чего готовит сегодня юристов?

Система высшего юридического образования по-прежнему пытается удовлетворить потребности государства в специалистах-юристах, а не потребности личности. Между тем в сегодняшнем мире важнейшей особенностью образовательной модели в сфере юриспруденции должна быть ориентация на подготовку специалистов, способных к самостоятельной правотворческой деятельности.

Основа правового образования – базовая подготовка. Лучшие юридические вузы отличаются сильным преподавательским составом и системой обучения, которая складывалась годами. Другие вузы пытаются идти по западному пути и заявляют, что готовят узких специалистов для различных сфер, отсюда юрфаки в педвузах, медвузах, однако лучшие из них все равно много времени отводят изучению фундаментальных дисциплин.

Несмотря на то что выпускники вузов будут работать, основываясь на одной и той же законодательной базе, юридическое образование, полученное в разных вузах, различается: ГУ – ВШЭ готовит юристов с уклоном в экономическую сферу, поэтому их подготовка включает большой блок экономико-правовых дисциплин; в МГИМО – международное право, поэтому его студенты изучают историю международных отношений, международные экономические отношения, международное публичное и частное право; РГГУ готовит гуманитариев, поэтому на юридическом факультете читают уникальный курс российского гуманитарного права; в педвузах, естественно, будущие юристы изучают педагогику и психологию.

Как правило, специализация юристов начинается на третьем-четвертом курсе, тогда как на других факультетах – с третьего. Основных специализаций четыре: уголовно-правовая, государственно-правовая, гражданская и международная. Но в МГИМО, например, нет уголовной, в МГУ имени М.В.Ломоносова отдельно не выделяют международную, в ГУ – ВШЭ есть четыре основные специализации: административно-правовая, финансово-банковская, международная и гражданско-правовая. Самая распространенная – гражданская, так как в ее рамках студенты изучают предпринимательское право, земельное, финансовое, по этой специализации готовят юристов для судов, нотариата, адвокатуры, для юридических служб предприятий и многих других.

Спрос рождает предложение: люди готовы даже заплатить из своего кармана, чтобы получить юридическое образование, поэтому на этой ниве подвизались многочисленные частные вузы, подготовку в которых много критикуют за некачественные образовательные программы, уровень преподавательского состава, формы организации практики и взаимодействия с профильными организациями. Выпускников частных вузов по негласной установке не берут, например, в правоохранительные структуры, будь они семи пядей во лбу. Около 30 процентов работодателей рассматривают только дипломы ведущих государственных вузов, из них почти 80 процентов требуют образование, приобретенное в МГУ, МГИМО, МГЮА, СПбГУ, УрГЮА.

Однако всегда ли государственные вузы дают качественную подготовку? Сегодня совсем немного вузов, располагающих широким спектром образовательных программ бакалавриата и магистратуры (в том числе предусматривающих штучную подготовку элитных специалистов), реализующих аспирантские и докторантские программы, имеющих диссертационные советы, активно сотрудничающих с работодателями и профессиональными сообществами. По данным Национального аккредитационного агентства, за 2007 и 2008 годы по единственному направлению юридической подготовки ведут работу большинство аккредитованных вузов: 172 государственных и 121 негосударственный. По двум направлениям юридической подготовки действуют 63 государственных и 66 негосударственных вузов, по трем направлениям юридической подготовки – 18 и 5 вузов, по четырем направлениям юридической подготовки работает всего лишь один вуз. Получается, что юридические вузы заинтересованы в простейшем воспроизводстве технологий массовой подготовки юристов. В целом число обучающихся и выпускников по магистерским и бакалаврским программам сокращается, но в то же время растет число обучающихся и выпускников программ специалитета. Вполне вероятно, что работодатели, а за ними и обучающиеся не приемлют бакалавров и магистров как таковых. (См. таблицу.)

Рост числа платных мест (специалитет) свидетельствует о нарастающей коммерциализации юридического образования, а сокращение бюджетных мест – об усилии государства по противодействию развитию «избыточных специальностей».

Подготовка юристов вообще прибыльное дело. Объем российского рынка платных образовательных услуг в сфере юридического образования растет: в 2005 году доходы составили около 5,8 млрд руб.; в 2006 году – более 6,6 млрд руб.; в 2007 году превысили 7,2 млрд руб. (почти 300 млн долларов США по среднегодовому курсу рубля к доллару).

Доходы московских вузов, контролирующих почти четверть рынка платных услуг юридического образования, в 2006 году выросли почти на 18 процентов по сравнению с доходами 2005 года, тогда как в среднем по стране этот рост не превысил 14 процентов, но в 2007 году московские вузы получили рост доходов лишь на 7 процентов по сравнению с доходами 2006 года, тогда как в среднем по России эти доходы выросли более чем на 8,5 процента. То есть платное юробразование в регионах год от года расширяется.

Что происходит с выпускниками вузов – юристами после получения диплома? Они ищут работу, а работодатели предъявляют к ним свои требования. Работодателям нужны специалисты для замещения должностей юристов рядовых позиций по гражданско-правовой специализации в следующих сегментах: торговля, банковско-финансовая сфера, строительство и недвижимость, юридические услуги, производство. При этом они хотят получить идеальных специалистов, а поэтому предъявляют соискателям избыточные требования по знаниям и навыкам в управлении компанией (корпоративное право, договорная работа, процессуальное право и судопроизводство, отраслевые навыки, трудно формируемые в вузах), но абсолютно не интересуются, какова их фундаментальная подготовка. Парадокс, но от вчерашнего студента работодатели требуют еще и наличия опыта работы: по их мнению, студент должен работать, еще обучаясь в вузе, а вузы считают, что работа отрицательно сказывается на учебе студента-юриста. Конечно, работодатели могли бы стимулировать подготовку нужных им специалистов, вступая в договорные отношения с вузами, но им жаль денег. Только единичные работодатели (преимущественно юридические компании и предприятия с развитыми юридическими подразделениями) ведут доподготовку, «тюнинг» молодых специалистов. Большинство же работодателей переманивают друг у друга уже состоявшихся специалистов, считая, что затраты на подготовку и обучение выпускника не окупают себя.

То есть, с одной стороны, бизнесу требуется опытный, знающий юрист, обладающий к тому же высочайшими моральными принципами и выдающимися личными качествами. С другой стороны, работодатели хотят, чтобы он набрался опыта где-то в другом месте, но не у них. Ситуация выглядит тупиковой: бизнес не заинтересован в стажировках студентов и «тюнинге» выпускников, а вуз без этого едва ли сможет подготовить специалиста, отвечающего конкретным требованиям той или иной фирмы. В такой ситуации навряд ли можно говорить о качественном высшем юридическом образовании, но постоянно звучащие заявления об избыточном числе юристов отвлекают внимание общества от решения насущных проблем в этой сфере. Может быть, поэтому законы в нашей стране строги, но все так же необязательны для исполнения?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте