Система школьного воспитания может, с некоторыми незначительными оговорками, рассматриваться как система управления. Как известно, в такой системе должны быть как прямая, так и обратная связь. К прямой можно отнести многочисленные школьные мероприятия. А вот что касается обратной связи, то здесь, на наш взгляд, кроется суть эффективности этой работы. Очевидно, что раньше, в условиях информационных ограничений, этот вопрос так остро не стоял. Каковы были источники, из которых черпалась информация обратной связи – сборы, собрания, высказывания на уроках, родители… Как правило, эта информация была отфильтрованной и зачастую не отражала ситуации и умонастроений школьников.
Хорошо понимая это, мы пошли на эксперимент – на официальном сайте нашего Центра www.1840.ru была создана система форумов, где ученики, выпускники, да и все желающие могут свободно высказывать свое мнение. А называть себя можно «ником» – вымышленным именем. Так люди действительно говорят то, что думают. Вот только несколько примеров. При обсуждении темы «Национальный вопрос», весьма актуальной для современной России, только один посетитель выступал с явно экстремистских позиций, один – два ему вяло поддакивали, а в основном высказывались зрелые мнения о многонациональности и многоконфессиональности Российского государства и о недопустимости в этих условиях какого бы то ни было национализма и шовинизма. Социологический опрос «Курите ли вы?» позволил сделать интересный вывод, что только около 15% школьников курят, а остальные являются сторонниками здорового образа жизни. Посетители форумов имеют возможность, не называя себя, воспользоваться «Прямой линией с директором» и получить ответ на интересующий их вопрос, что называется, из первых рук. Причем и вопрос, и ответ могут видеть все участники форумов, а открытая информация, как известно, злейший враг слухов.
Пришел в школу, например, новый учитель физкультуры, и «загудели» форумы – «зачем?», «раньше и так обходились», после чего последовал соответствующий вопрос к директору, который четко и ясно ответил ребятам. После этого «проблема» исчезла. Есть, конечно, на форуме и критика некоторых учителей. Естественно, что не все высказывания могут рассматриваться, что называется, линейно, но все же некую «информацию к размышлению», особенно если это носит достаточно массовый характер, несут. Анализ мнений, высказанных на форуме, позволяет сделать вывод о политических, религиозных, спортивных, музыкальных и прочих пристрастиях учеников, узнать их реакцию на события в стране и городе. Излишне говорить, что ненормативная лексика, оскорбления, если такие бывают, сразу уничтожаются (модерируются), как не соответствующие Правилам использования форумов, под которыми подписывается каждый новичок. Внимательный наблюдатель, постоянно присутствуя на форумах, может, с одной стороны, участвуя в дискуссии, направлять ее в должное, по его мнению, русло, а с другой – оценивая имеющиеся тенденции, анализируя их, строить воспитательную работу.
Очень немногие из образовательных учреждений Москвы позволяют себе иметь на своих сайтах подобные форумы. Это понятно, ведь так спокойнее, и потом «… что будет говорить княгиня Марья Алексеевна?». Кстати о «Марье Алексеевне»… Пока реакция органов управления образованием на подобные вещи одинакова и примерно сводится к фразе: «Вы только посмотрите, что они там у вас пишут». А ведь действительно нужно посмотреть, но, конечно, не с точки зрения «кто сказал «мяу» и не для того чтобы «тащить и не пущать».
Григорий БАБЕНКО, директор Московского центра образования № 1840, Леонид ВЕЛИКОВИЧ, заместитель директора Центра по информатизации
Комментарии